Американский эксперт заявил об угрозе развала СВПД после выхода США
Перейти в фотобанкФлаг США. Архивное фото
Европейским странам и России сложно будет остаться в соглашении о Совместном всеобъемлющем плане действий (СВПД), так как в конечном счете отношения друг с другом и США для них важнее, чем отношения с Ираном, считает управляющий директор Вашингтонского института Майкл Сингх.
Во вторник в Брюсселе прошли переговоры по будущему иранской ядерной сделки в формате ЕС, «евротройка», Иран. ЕС и Иран договорились провести на следующей неделе в Вене встречу совместной комиссии по СВПД на уровне политдиректоров.
«Мы слышали желание европейских стран, России и Китая не согласиться с американскими санкциями. Но практически это трудно. И не только из-за того, как вторичные санкции работают, но и потому, что в итоге все эти страны: Россия, Китай, Европа, США – будут придавать отношениям друг с другом более приоритетное значение, чем отношениям с Ираном. Которые с учетом того, что происходит в мире, в конечном счете не являются приоритетом ни для кого из них», — сказал Сингх в среду РИА Новости.
По его словам, прогнозировать дальнейший ход событий сейчас сложно, потому что у США нет ясной стратегии в отношении Ирана после выхода из СВПД. Иран постарается получить теперь больше выгод от оставшихся в соглашении партнеров. При этом его интерес заключается в том, чтобы, с одной стороны, выиграть в экономическом плане и, с другой стороны, не потерять возможность производить ядерное оружие.
«Я думаю, что США действительно хотят заставить Иран выбирать между этими вещами, а также имеют и более широкие обеспокоенности по поводу политики Ирана на Ближнем Востоке… Частично ответ на это для США заключается в том, чтобы постараться найти критическую массу партнеров, которые разделяют наши опасения и готовы поддержать новую стратегию. Это означает, что мы должны обозначить эту стратегию, такую, чтобы она согласовывалась с интересами наших партнеров», — сказал Сингх.
При этом Европа, по его мнению, не так обеспокоена ситуацией в регионе, как Вашингтон, и больше опасается ядерной программы. Сингх уверен, что европейцам и России будет сложно остаться в СВПД, потому что оно, утверждает он, было в большей степени результатом двусторонних договоренностей между США и Ираном.
«Вопрос для США и Европы сейчас в том, можем ли мы найти некий modus vivendi, можем ли мы найти способ работать друг с другом не только по этому, но и другим вопросам с учетом имеющихся стратегических расхождений. По-моему мнению, это приоритет и для США, и для европейских столиц», — добавил собеседник агентства.
В любом случае сейчас в этой ситуации вопросов гораздо больше, чем ответов, заключил он.
Президент США Дональд Трамп 8 мая объявил о выходе из исторического многостороннего соглашения с Ираном по ядерной программе. Сделка, также известная как «Совместный всеобъемлющим план действий» (СВПД), была достигнута Ираном и «шестеркой» международных посредников: Китаем, Францией, Германией, Россией, Великобританией и США совместно с Высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности — в 2015 году после многолетних и сложнейших переговоров.
В обмен на снятие санкций Иран пошел на значительные уступки, согласившись поставить под полный контроль свою ядерную программу, подтвердив, что ни при каких условиях не будет стремиться получить, разработать или приобрести любое ядерное оружие.
Вместе с выходом из соглашения США восстанавливают все санкции против Ирана, в том числе и вторичные (в отношении других стран, ведущих бизнес с Ираном), действие которых было приостановлено в рамках СВПД. Один из главных вопросов заключается в том, будут ли союзники США выполнять данные санкции.
Источник: ria.ru