«Собираем как русские»: зачем американский бизнесмен покупает Рембрандта

© Предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А.С. ПушкинаКартина Питера ван Лара Автопортрет с магической сценой

В Москве впервые покажут картины одного из крупнейших в мире частных собраний золотого века голландской живописи: в ГМИИ имени Пушкина открывается выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции». Корреспондент РИА Новости узнала, почему американскому филантропу было важно привезти свое уникальное собрание именно в Россию. 

© Предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А.С. ПушкинаКартина Яна Вермеера Делфтского «Девушка за вёрджинелом»

Картина Яна Вермеера Делфтского «Девушка за вёрджинелом»

Рембрандт, Вермееер, Халс, Фабрициус и даже рисунок да Винчи — от обилия шедевров в одном зале разбегаются глаза. Лейденская коллекция — собрание, которому завидуют лучшие музеи мира. Владельцы — американский предприниматель и филантроп Томас Каплан и его жена Дафна — знают об этом и ведут себя невероятно щедро. Собрание постоянно гастролирует по мировым выставочным площадкам, работы отдают на долгий срок во временное пользование, позволяют изучать ученым и искусствоведам.

Это редкий в современном мире пример, когда коллекционеры приобретают шедевры не для того, чтобы повесить дома и гордо показывать гостям. «Томас и Дафна, как и русские коллекционеры прошлых веков, искренне верят, что эти произведения принадлежат не только им, но и всем нам», — отмечает директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.

«При всей моей любви к Рембрандту, Вермееру, Фабрициусу, ко всем восхитительным художникам, которые представляют Голландию XVII века, для меня главный герой сегодняшней выставки — все равно коллекционер», — признается Лошак.

© Предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А.С. ПушкинаКартина Карела Фабрициуса «Явление ангела Агари»

Картина Карела Фабрициуса «Явление ангела Агари»

Всего за 15 лет Капланы собрали 250 произведений. Это не просто спонтанные покупки богатых людей, а продуманные до мелочей решения знатоков искусства, уверена директор Пушкинского.

«Мы видим коллекцию, которая собирается так, как собирают музеи. Очень осмысленный, целенаправленный подход. Выстраиваются списки работ и складываются в мощную картину», — подчеркивает Лошак.

Сам Каплан со смехом вспоминает, что, когда только начал коллекционировать произведения искусства, столкнулся с неожиданным сравнением.

«Мы в среднем приобретали по одной картине в неделю, и так продолжалось пять лет. Про нас говорили, что мы коллекционируем как русские. Конечно, Екатерина Великая делала это за 400 лет до нас и собрала бы такую коллекцию, как наша, за один день, но мы с женой восприняли эту аналогию как огромный комплимент», — говорит Томас Каплан.

Матушка Россия и Рембрандт
© Предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А.С. ПушкинаКартина Исаака де Йодервиля «Портрет Рембрандта в восточном одеянии»

Картина Исаака де Йодервиля «Портрет Рембрандта в восточном одеянии»

Основой Лейденской коллекции послужили 13 работ Рембрандта. Именно в знак уважения к художнику собрание названо в честь его родного города. «Живопись Рембрандта дышит свободой, которая совершила революцию не только в живописи, но и в политике», — считает Томас Каплан.

«Не надо быть гением, чтобы коллекционировать Рембрандта, нужно быть гением, чтобы стать им, — подчеркивает он. — Это огромная честь и привилегия — отдать должное человеку, который полностью изменил изобразительное искусство и современный мир».

© Предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А.С. ПушкинаКартина Яна Ливенса «Юноша в плаще и тюрбане» («Портрет принца Руперта Пфальцского»)

Картина Яна Ливенса «Юноша в плаще и тюрбане» («Портрет принца Руперта Пфальцского»)

Томас Каплан уверен, что как раз в России с ее традицией коллекционирования, заложенной еще Екатериной Великой, могут по достоинству оценить гений великого голландца.

«Я хочу поблагодарить Россию-матушку за то, что она так щедро и гостеприимно приняла нас и дала возможность представить наше собрание в государственных музеях — Пушкинском и Эрмитаже. Я влюбился в Рембрандта, когда мне было всего шесть лет и мама привела меня в Метрополитен-музей в Нью-Йорке. Если Амстердам можно назвать Меккой голландского искусства, то Москву — Мединой», — говорит Каплан.

Русская Минерва
© Предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А.С. ПушкинаКартина Рембрандта Харменса ван Рейна «Минерва»

Картина Рембрандта Харменса ван Рейна «Минерва»

В Пушкинский музей Капланы привезли 82 произведения, ни одно из которых ранее не выставлялось в России. Центральная работа выставки — знаменитая «Минерва» Рембрандта. Такой выбор неслучаен, пояснил коллекционер.

«У каждой нашей выставки был символ — картина, которая больше всего тронула сердце куратора. Символом этой экспозиции стала «Минерва». Я не удивлен, ведь это одна из величайших работ Рембрандта, показывающая, что было наиболее важно для самого художника. Минерва — богиня мудрости и войны. Екатерину Великую при жизни называли Минервой. Это говорит о самом утонченном вкусе, и я понимаю, почему русские выбрали эту картину в качестве главного произведения», — рассказывает Каплан.

Экспозиция в главном здании Пушкинского музея открыта с 28 марта по 22 июля 2018 года.

Источник: ria.ru

Оставить ответ

*