Чеховский Гамлет на Рижском взморье: как снять русское кино не в России
© Предоставлено кинокомпанией «Леополис»Кадр из фильма Ван Гоги
Настоящие чеховские персонажи, только в наши дни и не в России — фильм Сергея Ливнева «Ван Гоги» стал одним из фаворитов проходящего в Сочи фестиваля «Кинотавр». Ленту благосклонно приняли и критики, и зрители.
Ведущие актеры фильма, как и сам режиссер, уже много лет живут за границей. Корреспондент РИА Новости разбиралась, как удалось снять настолько русскую картину без России.
«Ван Гоги» — первая за 24 года режиссерская работа Сергея Ливнева, одного из сценаристов «Ассы» и успешного продюсера, который много лет живет в США. Он уверяет, что не ставил себе цели поместить героев в зарубежную среду, но иммигрантское существование ему близко.
«Сценарий не писался под Ригу, важно было найти правильную атмосферу и правильный дом. Искали мы его повсюду — и в Москве, и в Питере, я летал в Тбилиси, Одессу, Таллин, Вильнюс. Любой город, где исторически могут говорить по-русски, подошел бы. Так получилось, что объект этот нашелся в Латвии», — объясняет Ливнев.
В итоге получилось, что холодный мир Риги противопоставляется яркому и цветистому Израилю.
«Можно, наверное, было представить, что они в России. У меня не было никакого внутреннего сопротивления против того, чтобы сделать фильм про русских вне России, поскольку так сложилось, что уже много лет мой дом не там. Мне это довольно понятно, и отторжения не возникает, но никакого большого смысла я в это не пытался вложить», — добавляет режиссер.
Только на этом «Кинотавре» она появляется в эпизодах фильмов «Лето» Кирилла Серебренникова, в «Русском бесе» Григория Константинопольского и в «Ван Гогах». Актриса объясняет новую волну своей востребованности влиянием фестивальных премий.
«Я человек творческий, так уж сложилось. Вернулась в профессию с новыми силами и новым взглядом на нее. Я постоянно работаю в театре, но не в репертуарном — не иду в штат, хотя мне предлагали не раз. Получив «Нику» год назад за роль второго плана в фильме «Ее звали Му-Му» Володи Мирзоева, я осознала эффект премии и освещения в прессе. Мне вдруг стали предлагать именно эпизодические роли», — рассказывает Коренева.
© Предоставлено кинокомпанией «Леополис»Кадр из фильма «Ван Гоги»
Кадр из фильма «Ван Гоги»
В чем-то «Ван Гоги» смотрятся как дань уважения представителям русской и советской актерской школы. В еще одной эпизодической, но невероятно трогательной роли снялась Светлана Немоляева. Режиссер вспоминает, как тяжело 81-летней актрисе было найти время для съемок.
«Выяснилось, что она так расписана — постоянно спектакли, съемки, переезды с места на место, — безумно активный человек», — говорит Ливнев.
«Наши были первые два дня. Там довольно сложная сцена, у меня просто ноги дрожали — я давно всем этим не занимался, а тут такая актриса. Я пытался ей что-то сказать о роли, я же режиссер. Она меня слушала вежливо, а в какой-то момент говорит: «Сереженька, мы с Лешей очень хорошие оба артисты, мы вам все сыграем, вы не волнуйтесь». Я сел и действительно успокоился», — признается режиссер.
© Предоставлено пресс-службой «Кинотавра»Кадр из фильма «Ван Гоги»
Кадр из фильма «Ван Гоги»
При этой смеси локаций, культур и актерских судеб «Ван Гоги» — картина, удивительно созвучная российской традиции, в частности литературной. Алексей Серебряков видит своего персонажа классическим чеховским героем.
«Он не понимает, что с ним происходит и как ему жить. В этом смысле чеховские герои очень подходят. Чехов написал русских Гамлетов всех возрастов. В отличие от Шекспира, который написал только одного. Мой герой Марк тоже отчасти человек, который пытается определить, кто он такой, в каком отношении он находится с окружающим его миром и почему ему так плохо, когда должно быть хорошо», — рассуждает Серебряков.
Удалось ли сделать этого интернационального чеховского Гамлета понятным российскому жюри «Кинотавра», выяснится в воскресенье — на закрытии фестиваля 10 июня.
Источник: ria.ru