Медицинский геноцид на Украине. Минздрав доводит украинцев до смерти
На Украине парализована пересадка органов. За последние годы не дождались жизненно важных операций по пересадке костного мозга и трансплантации донорских органов тысячи украинцев. Пациенты умирают, чиновники зарабатывают на операциях за границей, в стране «добивают» врачей-трансплантологов
В октябре СБУ наведалась в национальный институт хирургии и трансплантации им. Шалимова, где во время получения взятки был задержан один из ведущих хирургов Украины Олег Котенко. Его задержали после передачи пациентом взятки в 20 тысяч долларов за успешно проведенную хирургом операцию по трансплантации печени, дальнейшее лечение и реабилитацию.
Во время обысков в кабинете хирурга нашли еще 60 тысяч долларов, а на следующий день из его банковской ячейки изъяли еще 840 000 долларов США. Заведующего отделом трансплантации и хирургии печени, доктора медицинских наук, заслуженного врача Украины Котенко задержали. Суд отправил его под ночной домашний арест и отстранил от работы, однако в институте хирургии этот факт восприняли в штыки. Десятки пациентов остались без надежды на помощь.
При этом врачу, попавшему в опалу, уже поступают предложения о работе из частных клиник, в том числе и зарубежных. На Украине планомерно убивают трансплантологию, о чем свидетельствуют последние события.
Шаг вперед и два назад
Котенко — не единственный, кто был задержан по обвинению в коррупции. Досталось врачу-хирургу из института рака, которого обвинили в том, что он, дескать, берет деньги за бесплатные операции. До этого целая кампания была направлена против директора института сердца, хирурга, делающего сложнейшие операции по пересадке сердца Бориса Тодурова, которого бывшая и.о. министра Ульяна Супрун обвиняла в злоупотреблении служебным положением.
В Киеве закрыли единственный на всю Украину детский центр по трансплантологии костного мозга НДСБ «ОХМАТДЕТ». Уволили врачей, ликвидировали лабораторию, чем обрекли детей на медленную и мучительную смерть, так как поехать за границу на пересадку могут единицы — родителям не по силам собрать тысячи долларов на операцию за рубежом, а из бюджета средства выделяют не всем. А ведь в пересадке костного мозга ежегодно нуждается около 300 больных онкологией детей.
Есть еще и дети с другими врожденными заболеваниями, которым пересадка необходима, — это еще 200 детей. В среднем в год в Украине онкологией заболевает около 1000 детей, и 30% требуется трансплантация.
По данным Минздрава, ежегодно 5 тысяч украинцев нуждаются в пересадке почки, сердца, легких, костного мозга. Ежедневно 9 пациентов умирают, так и не дождавшись пересадки органов. К примеру, сегодня 56 реципиентов находятся в списке ожидания операции по пересадке сердца. Если нет донора-родственника, украинская медицина им помочь не в состоянии. Кто-то из них обязательно умрет.
Надежда умирает последней
Украинцы вынуждены искать помощи за рубежом. За последние 10 лет на лечение украинцев за границей потрачено больше 2 млрд гривен. Это сотни трансплантаций. В этом году на трансплантацию за границей выделили 690 миллионов, из них уже потрачено около 400 миллионов, а между тем на развитие собственной украинской трансплантологии нужно всего 250 миллионов. Казалось бы, если Украина готова оплачивать лечение своих граждан за границей, это прекрасно. Однако в последнее время аудиторы столкнулись с тем, что даже если деньги за границу и перечислялись, они там просто пропадали.
«Индия охотно принимала наших пациентов на пересадку сердца от неродного донора. Туда с надеждой ехали украинцы. Но с осени прошлого года индусы ужесточили закон. Теперь индус должен написать в завещании, что его орган можно отдать иностранцу, только тогда его пересадят приезжим. И уже несколько пациентов-украинцев не дождались операции — умерли. Но, несмотря на то что Украина заплатила за трансплантацию, а суммы от 100 до 200 тысяч долларов, заграничные частные клиники деньги не вернули. И никто в Минздраве не занимается их возвратом, они потеряны», — говорит президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк.
Увы, на Украине пересадки от неродственных доноров из-за норм закона проводят крайне редко. К примеру, всего 8 таких трансплантаций сердца было сделано за всю историю независимости, за последние 7 лет — ни одной.
Есть закон, но нет желания
В прошлом году был принят закон «О трансплантации органов и систем», который должен был заработать с 1 января 2019 года.
В нём предусмотрены:
— согласие на донорство при жизни;
— обмен органами между живыми донорами, которые не являются родственниками, — так называемое «перекрестное донорство»;
— появление трансплант-координатора — связного между донором и реципиентом;
— создание Единой государственной информационной системы трансплантации, в которой будут данные всех людей, которые готовы стать донорами, и где можно подбирать пару донор-реципиент.
Но он так и не заработал. Его отложили на год, так как не успели создать единую базу. Новый министр здравоохранения Зоряна Скалецкая уверяет, что больше не понадобится отправлять пациентов за границу, они смогут рассчитывать на донорский орган в стране. По её словам, с 1 января 2020 года на Украине начнется пересадка органов от умерших доноров. Однако по сей день не создана электронная база доноров-реципиентов, без которой запрещено проводить операции, хотя 26 миллионов гривен, выделенных на это, команда Супрун освоила.
«Мы этот реестр найти не можем. Мы увидели только одну флешку ни о чем», — пожаловался глава парламентского комитета по вопросам здоровья нации Михаил Радуцкий.
Вдобавок ко всему не закуплен ни один препарат, помогающий установить смерть мозга, который необходим для изымания органов для трансплантации. При этом в Минздраве нашлись не потраченные 112 миллионов. Сегодня министерство хочет начать закупки, руководствуясь принципом «лучше поздно, чем никогда». Но если закупить препараты не успеют, Украина опять останется без трансплантологии.
Кормушка Минздрава и депутатов
По мнению врачей, отсутствие трансплантологии на Украине на руку чиновникам Минздрава, которые занимаются оправкой пациентов на лечение за границу. Оказывается, за каждого пациента они получают минимум 10% от суммы, потраченной на его лечение из бюджета.
«МОЗ и Супрун возглавили медицинский туризм, который очень выгоден. Через подручные фонды-партнеры, зарегистрированные за границей, выбирались клиники, в которые возили украинцев. За каждого пациента иностранная клиника давала 10-15% чиновникам за посредничество. Идут двойные оплаты — через украинские фонды и МОЗ, а потом часть денег возвращается на счет фонда. 15% откат с каждого пациента (это в среднем 150 000 евро) и двойное финансирование, государственное — в зарубежную клинику, и какого-то благотворительного фонда — те же 150 000 евро, которые исчезают в неизвестном направлении. Более того, в этой схеме принимали активное участие фонды, руководимые заместителями и.о. министра Супрун, потому что эти проценты перечислялись на счет этих контор, — утверждает руководитель фонда «Помощи онкобольным детям» Валентина Маркевич.
После отставки Супрун ситуация к лучшему не меняется. Заместители Супрун, зарабатывающие на пациентах, отправленных за границу, сегодня прошли в Раду вместе с партией «Голос» Святослава Вакарчука. А в Минздраве до сих пор в креслах остались люди, поставленные Супрун, которые противостоят любым изменениям.
Неэффективное лечение
Пересадка сердца стоит 120 тысяч долларов. Трансплантация костного мозга за границей — 150 тысяч евро, на Украине она обходилась в 50 тысяч евро. Значит, если не отправлять за границу одного пациента, на родине можно спасти и его, и еще одного-двух.
Проведенный Счётной палатой аудит эффективности использования средств государственного бюджета, выделенных Минздраву Украины для лечения граждан за рубежом по бюджетной программе «Лечение граждан Украины за рубежом» (а это 1 млрд 161 млн гривен — около 3 млрд рублей), выявил объем неэффективного управления и использования бюджетных средств на сумму 746 млн грн (1 млрд 927 млн руб.) за 2016-17 годы. Процент неэффективного управления и использования средств составляет 51%.
К примеру, из-за неэффективных управленческих решений МОЗ бюджетные ассигнования в сумме 19 миллионов 952,3 тыс. грн (51 миллион 555 тыс. руб.) до конца 2016 и 2017 не были использованы, и те, кто нуждался в лечении за границей, его не получили. Неиспользованные МОЗ деньги — это тысячи жизней, которых Минздрав похоронил без надежды на спасение.
Автор: Федор Тихий
Источник: ukraina.ru