Гинеколог рассказала о спасении от рака при внематочной беременности
Женщина благополучно родила малыша
Михайлова Юлия Михайловна, врач-гинеколог Открытой клиники на проспекте Мира: «Самая большая удача в практике врача – найти онкологический процесс на ранней стадии и спасти жизнь пациенту. Как-то раз ко мне обратилась молодая пациентка, 25 лет, с жалобами на боли внизу живота и задержку менструации. Тест на беременность показал положительный результат. А по данным УЗИ у нее была выявлена внематочная беременность.
В таких ситуациях пациенткам назначается экстренная лапароскопия по поводу внематочной беременности. И вот мы начали проводить ей оперативное вмешательство, а во время операции всегда проводится ревизия органов брюшной полости и органов малого таза. На яичнике мы обнаружили непонятное образование, не особо заметное глазу. И только чутье подсказывало, что это должно насторожить. Поэтому мы решили взять биопсию, что при внематочной беременности не подразумевается. И мы сразу получили онкологию. Гистологию мы сделали, пока пациентка была в клинике, и диагноз подтвердился: рак яичника, первая стадия.
Сегодня рак яичников, который входит в семерку самых распространенных в мире видов женской онкологии, называют одним из самых сложных для диагностики. Ежегодно его диагностируют у 300 тысяч женщин. К несчастью, очень многие из них умирают: рак яичников имеет самый низкий уровень выживаемости из всех злокачественных опухолей репродуктивной системы. Каждый год от него умирает около 150 тысяч женщин. Это седьмая причина смертности женщин по всем мире. При этом известно, что чем раньше обнаружена болезнь, тем больше шансов на ее успешное излечение. Но, к сожалению, у большинства женщин рак яичников сегодня диагностируют уже на запущенных стадиях. Чем позже он выявляется, тем ниже 5-летняя выживаемость: на I стадии она составляет 92%, на II–III стадиях — 72%, на IV — уже лишь 27%. Поэтому ранняя диагностика заболевания имеет огромное значение.
В нашем случае это была интраоперационная находка. Мы сразу проконсультировались с онкологами, и те настояли на повторной радикальной операции. Поскольку это была первая стадия рака, хирурги удалили один яичник и вторые придатки, а также провели резекцию сальника. Осталась только матка.
Мы, гинекологи, конечно, переживали — молодая девочка, а после такой обширной операции она не сможет иметь детей. Однако этот метод оказался стопроцентным излечением рака яичников, что сегодня является довольно редким случаем. Ведь этот вид злокачественных опухолей быстро разрастается, прогрессирует, и при нем довольно низкая выживаемость.
Да и диагностируется он, к сожалению, очень плохо. Симптомы заболевания (ощущение переедания, вздутия живота, позывы к немедленному мочеиспусканию, боли в области таза, метеоризм, тошнота, несварение желудка, ухудшение аппетита, повышенная частота мочеиспускания, быстрое изменение веса как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения, боли в области поясницы, внизу живота, болезненные ощущения при половом акте и пр.) возникают, как правило, уже на поздних стадиях. Тогда же появляется слабость, падает гемоглобин. Чаще всего женщин долго ничего не беспокоит. Иногда женщину оперируют по поводу кисты яичника и обнаруживают злокачественный процесс. Поэтому гинекологи принимают решение наблюдать функциональные кисты не дольше двух месяцев — а потом оперировать. В процессе операции выполняется гистология, и это один из немногих достоверных способов диагностики рака яичников.
А вообще, каждый гинеколог в своей работе должен всегда быть на связи с онкологами. Я стараюсь консультироваться с коллегами в любой подозрительной ситуации, никогда нелишне проявить онконастороженность, это может стоить жизни пациенту.
Сейчас мы поддерживаем связь с этой пациенткой, и после проведенного курса лечения у нее стойкая ремиссия уже более пяти лет. Через несколько лет онкологи разрешили ей рожать. Она замужем, зачать ребенка удалось с помощью донорской яйцеклетки и спермы мужа; потом ей имплантировали эмбрион, и она родила малыша. Благодаря той внематочной беременности и случайной находке сегодня она живет и стала мамой. А ведь, помню, тогда мы спорили с онкологами, думали, может, подойдет более щадящее лечение, но онкологи настояли на радикальном и оказались правы. Благодаря этой работе женщина живет полноценной жизнью.
Обычно девочки в 25 лет к гинекологу не обращаются, если их ничего не беспокоит. Но, к сожалению, сегодня рак яичников не такая уж редкая опухоль, и этот диагноз все молодеет и молодеет. Раньше мы выявляли его в основном у женщин старше 50 лет, сейчас все больше куда более юных.
Поэтому хотя бы раз в год, а лучше два раза в год, нужно обращаться за консультацией к гинекологу, выполнять ультразвуковое исследование органов малого таза, сдавать мазки на онкоцитологию. Увы, это мало кто делает. Да и пандемия отразилась на профилактической составляющей нашей медицины. Многие откладывают визиты к врачу, нет времени. Но не надо забывать о себе, не ждите, когда станет поздно! Мы продолжаем жить, и работаем, и ждем пациентов."
Доктор Хаус. Хроника событий
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28296 от 26 июня 2020