Европа должна сохранить ядерную сделку с Ираном, заявил эксперт
© AFP 2018 / Atta Kenare Иранская баллистическая ракета. Архивное фото
США нанесли серьезную травму соглашению с Ираном по ядерной программе своим выходом из него, но Европа должна приложить все усилия для сохранения этой сделки, заявил в интервью РИА Новости экс-помощник госсекретаря США по международной безопасности и нераспространению оружия массового уничтожения Томас Кантримен.
Бывший дипломат уверен, что теперь для США будет крайне сложно договориться о новом соглашении по Ирану.
Многочисленные угрозы Трампа в адрес соглашения «шестерки» и Ирана по ядерной программе воплотились в реальные действия: во вторник американский президент объявил о выходе из этого исторического многостороннего соглашения и восстановлении всех санкций. Сделка, также известная как «Совместный всеобъемлющим план действий» (СВПД), была достигнута Ираном и «шестеркой» международных посредников — Китаем, Францией, Германией, Россией, Великобританией и США совместно с Высоким представителем Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности — в 2015 году после многолетних и сложнейших переговоров. В обмен на снятие санкций Иран пошел на значительные уступки, согласившись поставить под полный контроль свою ядерную программу, подтвердив, что ни при каких условиях не будет стремиться получить, разработать или приобрести любое ядерное оружие.
Президент Ирана Хасан Роухани незамедлительно выступил с ответным заявлением. Он подчеркнул, что Иран не выходит из ядерной сделки, соглашение сохраняется между Тегераном и «пятеркой» без США.
Иранский ребус
«Соглашение не содержит положения о выходе из него. Вы можете либо уважать соглашение, либо его нарушить. Господин Трамп выбрал последний вариант. США стали первой страной, нарушившей это соглашение. Это является очень серьезной травмой для СВПД. Я не знаю, возможно ли существование соглашение без участия США. Но я уверен, что важно, в особенности для европейских участников сделки, приложить все усилия для сохранения соглашения», — отметил Кантримен.
Во вторник Трамп объявил, что США планируют работать с союзниками для нахождения «реального, всеобъемлющего и длительного решения ядерной угрозы со стороны Ирана». Кантримен полагает, что такое соглашение теперь будет достичь крайне непросто.
«Это будет очень сложно ввиду того, что США нанесли ущерб своей собственной репутации этими действиями. И я думаю, что будет тяжело получить такую же поддержку от ЕС, России и Китая, которая была у США при ведение переговоров по изначальной сделке. Это не является невозможным, но я думаю, что его действия скорее усложнили, а не упростили разрешение всех обеспокоенностей у мира», — полагает эксперт.
Вместе с выходом из соглашения США восстанавливают все санкции против Ирана, в том числе и вторичные, действие которых было приостановлено в рамках СВПД. Один из главных вопросов заключается в том, будут ли союзники США выполнять данные санкции.
«ЕС, равно как и Россия и Китай, согласился, что санкции будут восстановлены, если Иран нарушит СВПД. Они никогда не соглашались на то, что санкции будут восстановлены, если США нарушат СВПД. Очевидно, что при президенте Трампе в 2018 году не будет такой же международной поддержки санкций, какой она была в 2013 году при Обаме», — заявил Кантримен.
Бывший дипломат ожидает, что ЕС предпримет усилия по защите европейских компаний, которые действую в соответствии с действительным международным соглашением. «Если администрация Трампа выберет принудительное выполнение санкций в крайне жесткой манере против компаний в Канаде, ЕС, Японии, Корее, то это только далее внесет напряженность в отношения между США и нашими союзниками. Это не поможет никому в сдерживании ядерных амбиций Ирана», — подчеркнул собеседник агентства.
Европейцы рассчитывали на более мягкий вариант выхода США из соглашения, но их надежды не оправдались. С 2017 года европейские высокопоставленные лица вели активную закулисную дипломатию, убеждая американских партнеров и законодателей не разрушать сделку. Так, еще в ноябре прошлого года глава дипломатии ЕС Федерика Могерини, находясь в Вашингтоне, заявила, что провела переговоры в Вашингтоне в обеих палатах конгресса и «получила заверения», что конгрессмены будут работать в русле сохранения сделки с Ираном. Американскую столицу посещал и глава МИД Великобритании Борис Джонсон, и лидеры Франции и Германии. Однако, судя по всему, наибольший эффект на Трампа произвела недавняя презентация премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху.
1 мая израильский премьер выступил с презентацией, в которой рассказал, что в распоряжение Израиля попали порядка 100 тысяч бумажных и цифровых документов, которые доказывают, что у атомной программы Ирана была секретная военная составляющая под кодовым названием «проект Амад». Работы над этим проектом шли в 1999–2003 годах и были свернуты из-за растущего международного давления на Иран. Нетаньяху настаивает на том, что Иран нарушил свои международные обязательства уже тем, что скрыл данные о программе и хранил их в расчете на использование в будущем.
Исчезающее наследие Обамы
Решение Трампа уже традиционно раскололо демократов и республиканцев на два противоборствующих лагеря. Если последние выступили с поддержкой выхода США из СВПД и призывом как можно скорее начать переговоры с союзниками по новому документу, то первые однозначно назвали данный шаг «ошибкой исторического масштаба».
Единым фронтом выступили представители прошлой администрации, которая и вела переговоры по данному соглашению. Экс-президент США Барак Обама заявил, что при демократии всегда будут изменения в политике и приоритетах у каждой администрации, но несоблюдение соглашений, членом которых являются США, ставит под угрозу престиж США и создает противоречия с мировыми державами. Бывший госсекретарь США Джон Керри при этом отметил, что выход из сделки «ослабляет безопасность» США, «изолирует от наших европейских партнеров, подвергает большей опасности Израиль, усиливает сторонников жесткой линии в Иране, и наносит ущерб возможности будущих администраций заключать международные соглашения».
Организация Nuclear Threat Initiative, главой которой в настоящее время является бывший министр энергетики США и один из главных переговорщиков по СВПД, предоставила РИА Новости заявление Эрнеста Мониза, в котором он также подверг жесткой критике Трампа. Он назвал данное решение «главной стратегической ошибкой», которая только наносит ущерб возможностям США предотвратить получение Ираном материалов для ядерного оружия. Мониз также отметил, что это снизит способность США предотвращать распространение и использование ядерного оружия, а также помешает защите интересов США на Ближнем Востоке на многие годы вперед, если не десятилетия.
Источник: ria.ru