«Очень талантливый тренер». Теперь отец с сыном будут доказывать это вместе
Когда-то Александра Новикова спрашивали: не хотите ли, мол, потренировать в тандеме с сыном? Он отказывался, намекал, что пора на покой. А теперь вот, после увольнения из «Сочи», между покоем и сыном выбрал сына. Хотя хотелось бы посмотреть на отца, который в такой ситуации сделал бы иной выбор.
В том же разговоре – а состоялся он лет пять назад – Александр Васильевич говорил про своего сына: «очень талантливый тренер». Кирилл тогда работал с детворой, и такая щедрая характеристика не очень вязалась ни с его должностью, ни с суровым образом Новикова-старшего. Ведь было сказано не просто «талантливый», а «очень талантливый». Что это, думалось тогда, слепая отцовская любовь, которая способна скрутить даже самых скупых на эмоции мужчин?
Тренера Кирилла Новикова страна узнала лишь прошлой осенью. И, пожалуй, согласилась с тем, что специалист не без способностей. Но до отцовской аттестации всё равно ещё дистанция огромного размера. И разве странно то, что отец сейчас решил включиться, дабы подсократить этот путь?
Возможно, Александр Васильевич действительно дал бы Кириллу возможность набивать шишки самостоятельно, если бы не головокружительные перемены прошлой осени. Но слишком уж высоки сейчас ставки – и для родного клуба, и для родного сына. И в таких событиях лучше быть участником, чем наблюдателем.
По ощущениям, «Динамо» чуть ли не единственный клуб премьер-лиги, для кого зимние каникулы возникли некстати. На ноябрьском кураже бело-голубые, пожалуй, ещё могли бы подсобрать очков, а в марте, после трёхмесячной паузы, придётся всё начинать вновь. Это будет важнейший, если вообще не ключевой момент в тренерской судьбе Кирилла Новикова. Он ведь никогда ещё не проводил зимней подготовки в клубах РПЛ, а это тема непростая. Кто только не ломал себе здесь шею! Звонких имён наберётся множество – от Валерия Карпина в «Спартаке» до Сергея Силкина в «Динамо».
Но если у сына опыт фактически нулевой, то у отца – многотомный. Только игроком он проходил через зимние сборы полтора десятка раз. И примерно столько же тренером – или главным, или ассистентом. Чего Александр Васильевич может не знать? Речь вообще-то даже не про сборы – про наш футбол вообще.
Помнится, как-то Станислав Черчесов заметил: класс тренера проявляется не тогда, когда всё само катит, а когда вдруг перестаёт получаться. Такие моменты неизбежно возникают в жизни любого тренера – и у Кирилла Новикова возникнут тоже. От растерянности может уберечь только опыт, и когда не хватает своего, логично обратиться к другому надёжному источнику. А что может быть надёжней родного отца?
Для Александра Васильевича надёжность вообще всегда оставалась способом существования в футболе. Ещё с тех лет, когда он играл последнего защитника – была когда-то в схемах такая позиция. Никто из соперников не любил встречаться с ним на поле – ни киевляне, ни тбилисцы, ни прочие звёзды атаки. Вся тогдашняя высшая лига знала его как Автогена, хотя сам он убеждён, что ни одного нападающего не сломал. Да, играл жёстко, но так было нужно его команде.
А Владикавказ начала девяностых? Когда в 1992-м Валерий Газзаев отбыл в «Динамо» и осетинская команда осталась без тренера, руководство Республики Алания обратилось именно к Новикову. Знали ведь люди, к кому обращаться! Чувствовали, хотя никаким тренером он прежде не был – как всегда прежде, играл во Владикавказе защитника. О чём могла идти речь на сломе эпох? Едва ли о заоблачном – нужно было лишь сохранить команду в новых условиях российского чемпионата. Требовалось просто крепкое плечо, на которое можно положиться. И оно оказалось настолько крепким, что Владикавказ в итоге выиграл серебро, обойдя всех столичных грандов, кроме «Спартака».
А сколько раз потом выручал он родное «Динамо»? То когда болел Голодец, то когда уходил Газзаев, то когда проваливался какой-то возраст в академии. Андрей Панюков, Александр Ташаев, Дмитрий Живоглядов, Григорий Морозов – все 1994 года рождения. А ведь был момент, когда никто не хотел этой командой заниматься. Александр Васильевич, как он сам формулирует, ковырялся – и наковырял, как видим, кое-что для большого футбола. Каждый бы из коллег, между нами, по столько выковыривал…
Но всё же сегодня у него задача особого рода – не похожая ни на какую из прежних. Точнее, одна задача на двоих с сыном. Доказать, что «очень талантливый тренер» вовсе не знак родительской слепоты.
Ведь он, Александр Новиков, звездой – в смысле невероятных природных данных – никогда не был, все его успехи базировались исключительно на адекватности и трезвомыслии. Если бы он что-то оценивал превратно, футбол его просто никогда бы не узнал. Поэтому и в 64 ему, конечно, важно убедиться (и убедить других), что его мир по-прежнему прочно стоит на тех же опорах, что стоял всегда.
Источник: news.sportbox.ru