Фантомас рассказал правду о видеоповторах на ЧМ-2018: действительно ли помогают

Ответить на эти и другие вопросы были призваны люди, обладающие в мире футбольных рефери безупречной репутацией и непререкаемым авторитетом — председатель судейского комитета ФИФА Пьерлуиджи Коллина и его коллеги-помощники Роберто Розетти и Массимо Бузакка. Но говорил в основном Коллина с присущей ему артистичностью Фантомаса, свободно переходя с итальянского на английский, а затем на испанский.

Разобрали практически все сложные моменты для судейства, что случились на групповом этапе.

— Как оцените действия рефери?

— На групповой стадии было сыграно 48 матчей. Благодарю игроков и тренеров, которые проделали огромную работу и хорошо сотрудничали с арбитрами на поле — начал самый известный арбитр мира. — Каждая из 32 команд-участниц была проинструктирована перед турниром о нюансах в толковании правил на мировом первенстве и последних изменениях в них. В целом оценю работу арбитров на ЧМ-2018 на групповом этапе как хорошую, хотя были и шероховатости. Немного удивило, что наши судьи не давали в нужный момент объяснения игрокам на поле. Например, на вопрос, почему был назначен или не назначен пенальти. Особенно, если имеются видеоподтверждения правоты принятого решения.

— А насколько дисциплинированы футболисты на мундиале?

— После 48 матчей средний показатель предъявленных желтых карточек за матч составляет 3,4 — это абсолютная норма для любого турнира любого уровня, что для клубных команд, что сборных.

Красных карточек и вовсе было всего 3, что говорит о высокой игровой культуре футболистов и их уважительном отношение друг к другу.

— Зато уже сейчас заметно перекрыт показатель по назначенным пенальти по сравнению с предыдущими мировыми первенствами, хотя весь плей-офф ещё впереди. Это арбитрам система видеоповторов — Video assistant referee (VAR) — так помогает?

— Да, пенальти уже заметно больше, чем в 2010-м или 2014-м. О заметно возросшей частоте их назначения много говорят. Но VAR дал лишь половину от прибавки, вторая половина от общего числа — решения самих судей.

Увеличилось не только количество одиннадцатиметровых, но и количество добавленных минут. В России этот показатель составил в среднем 6 минут 15 секунд против 5,19 в Бразилии. Да, на ЧМ-2014 не было повторов, которые в среднем отнимают по одной минуте в каждой игре, но, если вы помните, на предыдущем мундиале были продолжительные остановки на водопой, которые потом компенсировали. Если бы не этот факт, то разница в пользу ЧМ-2018 в части компенсированных минут была бы ещё более ощутимой. Мы обратили внимание на то, как много тратят на празднование голов.

— Как часто в 48 матчах в игру вступала система VAR?

— Было 335 проверенных случаев (в среднем 6,9 за матч).

При её помощи, например, 2 красные карточки превратились в желтые, штрафной — в пенальти. 2 уже назначенных пенальти отменены…

— Вы довольны тем как функционирует VAR?

— Давайте оперировать цифрами. 95% принятых судьями решений были абсолютно правильными и без помощи системы видеоповторов, а если учесть помощь VAR, то имеем показатель в 99,3% верных вердиктов — близкий к идеалу показатель.

При помощи VAR мы получаем возможность анализировать и характер игры, и отслеживать тенденции. Так, к примеру, обратили внимание на то, что на групповом этапе команды в среднем тратили на ввод мяч из аута по 7 мин 42 сек. Будем с этим работать. А ещё раньше заметили, что много времени уходит на празднование забитых мячей и обратили на это внимание арбитров.

— Не много ли времени уходит на просмотр повторов?

— Судьи обычно стараются перестраховаться и тратят на это лишние 5-10 секунд. Но так правильно.

***

После этого Пьерлуиджи Коллина на примере момента с отменённым пенальти Сенегала в ворота Колумбии в режиме реального времени продемонстрировал как это происходит: свисток судьи, затем бригада за камерами принимает решение, что контакта между соперниками не было. После этого бригада находит оптимальный угол и камеру повтора и предлагает главному арбитру самому посмотреть этот повтор.

***

— Судья долгие годы являлся главным боссом на поле. Изменить это очень сложно в себе. Благодарю действующих арбитров, что они согласились с нововведенияим, хотя знаю, как тяжело это даётся им, — продолжил Коллина. — Москва очень красивый город, но мы приехали в Россию работать, а не отдыхать. Уверен, что VAR будет прогрессировать, в том числе и с нашей помощью.

— VAR даёт абсолютную гарантию правильности решения?

— Ни одна система не способна работать безошибочно. 99,3% показывают её уязвимость. Важна и скорость повтора, ведь надо и в замедленном режиме, и в обычном прокрутить иногда, чтобы точно понять, что произошло.

— С введением VAR какие-то необычные рекомендациям судьям поступали?

— Попросили, к примеру, не поднимать сразу лайнсмена флажок при определении офсайда, а немного подождать. Ведь если гол будет забит при поднятом флажке, то засчитать его уже невозможно. Лучше дать забить и посмотреть повтор.

— Много споров вызвал момент в матче Бразилия -Швейцария с неотменённым голом швейцарцев с углового: там же был фол!

— Бразильцы, если помните, после пропущенного мяча не протестовали — ни один игрок. Но потом по огромному табло на стадионе показали повтор и всем показалось, что автор гола подтолкнул соперника. Но решение было принято в пользу судьи и гол засчитали правильно. А помог VAR.

Жалобы были, не будем говорить от каких национальных федераций (как минимум это Бразилия, Сербия и Марокко — «МК»), и мы дали развёрнутый ответ. Такой же, как и вам сегодня.

— Когда VAR подсказывает, а когда нет? Почему некоторые моменты, которые зрителям показались несущественными, были просмотрены, а куда казалось бы более очевидные нарушения — нет?

— Теоретически главный арбитр может и сам воспользоваться повтором, но такие случаи уникальны. Чаще всего о необходимости видеоповтора сигнализируют специалисты VAR, когда видят очевидную необходимость в этом. Они сначала советуются друг с другом, выбирают лучший ракурс и камеру, скорость просмотра, и лишь потом предлагают арбитру воспользоваться выбранным повтором, который не оставляет сомнений. Но окончательное решение в любом случае принимает судья на поле, а не операторы системы.

ЧМ-2018 . Хроника событий

Читайте наши новости первыми — добавьте «МК» в любимые источники.

Источник: mk.ru

Оставить ответ

*