Цена ошибки: как один аут лишил Африку главного триумфа на ЧМ по футболу
Сборная Нигерии должна была стать первой африканской командой, добравшейся до четвертьфинала чемпионата мира. Но выхода в эту стадию ее лишила одна глупая ошибка за секунды до конца матча 1/8 финала
В среду, 26 июня, сборная Нигерии может оставить ЧМ-2018 без Лионеля Месси — если африканцы отберут очки у Аргентины, в плей-офф она не выйдет. 24 года назад нигерийцы уже встречались с аргентинцами на чемпионате мира, в составе южноамериканской сборной тоже был лучший футболист мира, и тогда для Аргентины все закончилось благополучно. Впрочем, Нигерия, несмотря на поражение, стала открытием ЧМ-1994.
Нигерийцы образца 1994 года — яркий пример того, как обычно выглядит африканская сборная в мировом футболе. Одна из самых мощных и техничных команд чемпионата, которая вполне могла пройти далеко, сначала пострадала от незнания самых простых футбольных правил, а затем сорвалась в шаге от четвертьфинала из-за одного нелепого выноса. И Роберто Баджо оказался совершенно ни при чем.
Золотое поколение
Для сборной Нигерии чемпионат мира в США стал первым в истории — до того она или вообще не заявлялась на отборочный турнир, или — что случалось чаще — не могла пройти квалификацию. Но в начале 90-х годов в Нигерии появилось золотое поколение, которое до сих пор считается лучшим в истории, африканцы позвали на пост тренера довольно известного голландца Клеменса Вестерхофа — и отборочный турнир преодолели, пусть и не без сложностей.
В США нигерийцы ехали в статусе аутсайдера, но только потому, что чемпионат мира для них был первым, а новички в фаворитах не ходят. Кроме того, футболисты, которые впоследствии заиграли в сильных европейских клубах, на тот момент были еще молоды и их мало кто знал. Спустя пару лет имена Санди Олисе, Агустина Эгуавона, Финиди Джорджа, Джей-Джея Окочи и Виктора Икпебы перестали быть экзотикой — нигерийцы перебрались в Европу и заиграли там достаточно успешно, чтобы можно было сказать, что в США приехала очень сильная сборная Нигерии. И если бы не нелепая случайность, не оказалось бы в финале того первенства никакого промаха Баджо в серии пенальти, потому что сборная Италии туда просто не дошла бы.
Урок правил от Марадоны
На чемпионате мира 1994 года впервые в истории дебютировали три сборные, и две из них — Нигерия и Греция — оказались в одной группе. Старт у новичков вышел разным. Греки проиграли аргентинцам со счетом 0:4 и рассказывали, что приехали в США только для того, чтобы посмотреть на Марадону (больше они и в самом деле ничего не сделали). Нигерийцы же буквально вынесли с поля болгар — тех самых болгар, у которых в составе были Христо Стоичков, Красимир Балаков и Йордан Лечков, которые потом выбили чемпионов мира немцев и выиграли бронзу чемпионата мира. Болгары так и не смогли придумать, что сделать с Рашиди Йекини — огромным форвардом, которому не нужен был дриблинг, чтобы проходить соперников, он их просто продавливал. Нигерийцы вообще произвели очень мощное впечатление: там, где им не хватало тактической выучки, они брали верх за счет физического превосходства — почти любой из африканцев мог обогнать своего оппонента и любой мог выиграть силовую борьбу.
Матч против Болгарии закончился со счетом 3:0, и матч второго тура против Аргентины должен был определить лидера группы. Победитель обеспечил бы себе выход из группы, то есть нигерийцы получали шанс решить задачу-минимум уже во втором матче.
Аргентинцы привезли в США очень неплохую команду: именно ЧМ-1994 стал первым большим турниром для Габриэля Батистуты, еще играли Марадона и Клаудио Каниджа, уже стали звездами Диего Симеоне и Фернандо Редондо, на пике карьеры был Абель Бальбо — по именам вице-чемпионы мира были одной из сильнейших команд первенства. Но победа над Грецией оказалась слишком легкой, и матч против Нигерии аргентинцы начали расслабленно и несобранно. Что и привело к голу уже на восьмой минуте: сначала грубая ошибка Редондо, потом такая же ошибка аргентинского вратаря Луиса Исласа — и вот уже Самсон Сиасиа перебрасывает мяч в сетку. Аргентинцы, правда, быстро отыгрались — после удара со штрафного Батистуты Каниджа добил отскочивший от вратаря мяч — но и ничья Нигерию вполне устраивала, ведь в последнем матче африканцам предстояло сыграть против слабой Греции.
Однако нигерийцы не удержали даже ничью: их подвело незнание простейших футбольных правил — не такая большая редкость по тем временам для команд с этого континента. На 28-й минуте арбитр зафиксировал какое-то незначительное нарушение в центре поля, Каниджа, который в этот момент убегал по флангу, взял мяч в руки, отбросил его Марадоне и тут же на весь стадион начал кричать «Диего! Диего!», привлекая внимание своего капитана. Нигерийцы чуть ли не в полном составе уставились на кричащего аргентинца, не понимая, что случилось, Марадона же при этом старательно смотрел в другую сторону и вроде Каниджу не видел, что не помешало ему сделать моментальную передачу. Каниджа вышел один на один и пробил мимо Питера Руфаи, а нигерийцы в тот момент еще даже не поняли, что игра возобновилась. Они просто не знали, что штрафной можно было выполнять и без свистка.
Гол стал последним в матче, и Нигерия, которая уже видела себя в 1/8 финала, этот матч проиграла. На пресс-конференции Клеменс Вестерхоф грустно сравнивал своих игроков с детьми, которые пришли в школу, получили урок и стали умнее, обещал выдать всем по распечатке футбольных правил и говорил, что больше никогда его игроки не будут отвлекаться после назначения штрафного.
Цена одного аута
Поражение от Аргентины осложнило сборной Нигерии борьбу за выход в плей-офф, но закончилось все благополучно. В последнем туре африканцы без труда обыграли греков, которые уже посмотрели на Марадону и выполнили задачу на турнир, аргентинцы уступили Болгарии, и в итоге в этой группе сразу три команды набрали по шесть очков и прошли дальше. Нигерийцы даже заняли первое место в группе, так как у них была лучшая разница мячей.
В первом раунде плей-офф соперниками нигерийцев стали итальянцы, и прогнозы на этот матч делались осторожно. В любой другой ситуации фаворитами могли быть европейцы, но сборная Италии из группы на том чемпионате не вышла, а выползла. Итальянцы начали с того, что проиграли Ирландии, тогда столь же невразумительной, что и сейчас. А матч против Норвегии вполне мог закончить путь Италии задолго до полуфинала — еще в первом тайме судья удалил итальянского вратаря Джанлуку Пальюку за фол последней надежды, Арриго Сакки не придумал ничего лучше, чем выпустить запасного голкипера вместо Роберто Баджо… Короче говоря, в плей-офф итальянцы вышли еле-еле, с третьего места в группе.
И сразу же наткнулись на нигерийцев, которые уже набрались опыта в первых трех матчах и при этом не потеряли в мощи. По именам это была хорошая сборная Италии, но ничего поделать с соперником, который к тому же играл довольно грубо, она не могла. Первые 20 минут матча оказались для итальянцев настолько напряженными, что обычно надежный Мальдини после подачи углового не справился с простейшим мячом и выдал его Амокачи, который и открыл счет.
Пропущенный на 25-й минуте гол — не катастрофа для матча плей-офф, у итальянцев оставалось еще очень много времени, чтобы отыграться. Но тут оказалось, что бороться им приходится не только с соперником, но и с судьей, мексиканцем Артуро Брисио Картером. Начал он с того, что в середине первого тайма не назначил пенальти за фол против Роберто Баджо — после толчка в спину легкий итальянец пролетел чуть ли не через половину вратарской, но Картер не отреагировал.
Но и это не было катастрофой. Катастрофа случилась в середине второго тайма, когда Картер удалил только что вышедшего на замену Джанфранко Дзолу. Ни на одном повторе невозможно понять, какой именно фол усмотрел Картер в борьбе итальянца с Эгуавоном — там и касания не было, не то что нарушения. Их противоборство вообще смотрелось комично — огромный нигериец ростом больше 190 см упал только от того, что к нему приблизился маленький Дзола, который на 25 см ниже.
Как бы там ни было, за 15 минут до конца второго тайма сборная Италии осталась вдесятером, потеряла одного из свежих игроков в атаке и при этом проигрывала в счете. Довести матч до победы в такой ситуации — обычно дело тактической выучки, и нигерийцам достаточно было просто стараться не отдать мяч и навязать силовую борьбу сопернику, который уступал в мощи. И все это делать 15 минут, что сейчас умеет любой аутсайдер. Нигерийцы были почти в четвертьфинале — это подтверждало хотя бы то, что итальянские футболисты почти сдались, а трибуны затихли. Мяч в основном держали «суперорлы», и итальянцы не знали, с какой стороны подступиться к решению задачи. А время стремительно заканчивалось.
Если бы нигерийцы просто катали мяч, итальянцы, скорее всего, ничего не смогли бы поделать. Но африканцев подвела безалаберность. На последней минуте Сандей Олисе выиграл единоборство с Баджо и Бенарриво и, вместо того чтобы пойти с мячом вперед или хотя бы просто сыграть с ближним, взял и выбил его за боковую. Его никто в этот момент не атаковал, рядом не было ни одного итальянца, вариантов, кому отдать пас, точно больше пяти, и он все равно просто подарил мяч сопернику, выбив его за боковую в районе центрального круга.
И на этом для Нигерии все закончилось. Итальянцы вбросили мяч из аута, довели его до штрафной, последовал пас на Баджо — и тот отправил мяч в ворота по единственной траектории, которая приводит к голу. Сантиметр вправо или влево — и он попал бы или в защитника, или в штангу, или во вратаря. Но итальянец пробил идеально, и Нигерия лишилась своего четвертьфинала.
Нигерийцы по-прежнему играли в большинстве, но больше не имели преимущества. В дополнительное время у Картера уже не было выбора — он не мог не назначить пенальти за фол на Бенарриво, Баджо этот удар реализовал, и Италия пошла дальше, к своей знаменитой серии пенальти в финале. Нигерия же отправилась домой.
После ЧМ-1994
Несмотря на вылет в 1/8 финала, Нигерия стала одним из открытий ЧМ-1994, и то первенство помогло едва ли не половине игроков сборной подняться на следующую ступеньку в карьере. Голкипер Питер Руфаи — тот самый, которому не хватило пары сантиметров, чтобы отбить мяч Баджо — перешел из голландского «Гоу Эхэд Иглс» в португальский «Фаренсе», где провел лучшие годы своей карьеры (для «Фаренсе» это тоже были лучшие годы в истории). Агустин Эгуавон перебрался в Испанию (там, правда, не прижился), впоследствии стал первым африканцем в чемпионате России и также единственным представителем отечественного первенства на ЧМ-1998.
Уче Окечукву стал главной звездой турецкого «Фенербахче», Даниэль Амокачи сменил Бельгию на Англию, там же оказался и Майкл Эменало. ЧМ-1994 открыл дорогу в «Спортинг» для Эммануэля Амунике, который потом успел засветиться даже в «Барселоне».
Но ярче всех потом раскрылись Финиди Джордж, Джей Джей Окоча и Сандей Олисе. После чемпионата мира Финиди Джордж превратился в ключевую фигуру в «Аяксе», тогда одном из главных европейских грандов. С «Аяксом» нигериец выиграл Лигу чемпионов, Суперкубок Европы, Межконтинентальный кубок, а заодно стал трехкратным чемпионом Голландии. Спустя два года он перешел в «Бетис», чтобы оказаться одним из лучших игроков в истории этого клуба.
Августин «Джей Джей» Окоча на ЧМ-1994 приехал двадцатилетним, и этот турнир фактически запустил его европейскую карьеру. Он и до того выступал в Германии, но удачная игра сборной на чемпионате мира заставила руководство «Айнтрахта» посмотреть на его возможности иначе, и Окоча стал основным игроком клуба. После следующего первенства мира Окоча перешел в «ПСЖ» и стал самым дорогим на тот момент африканским игроком в истории — парижане заплатили за него €13 млн.
Сандей Олисе после чемпионата мира переехал из Бельгии в Италию — его купила «Реджана», — но там не задержался и уже год спустя перешел в «Кельн», где с ходу оказался одним из лучших. Поиграл Олисе потом и за звездный «Аякс», и даже немного за «Ювентус», а фактически закончил карьеру в дортмундской «Боруссии».
Из звезд той сборной Нигерии только Йекини так и не смог толком заиграть в Европе после ЧМ-1994. До этого первенства он выступал за португальскую «Виторию» и там был одним из лучших игроков (90 голов в 108 матчах). Но после этого нигде не прижился — из «Олимпиакоса», который его купил после ЧМ-1994, нигериец ушел из-за ссоры с партнерами, а в «Спортинге», «Цюрихе» и других клубах карьера у Йекини не сложилась. Он пробовал вернуться в «Виторию», но и там ничего не получилось. В 2012 году Йекини умер после продолжительной болезни в возрасте 48 лет. Он до сих пор остается лучшим бомбардиром сборной — в 58 матчах забил 37 голов, и к этому результату пока никто не приблизился.
Источник: sport.rbc.ru