Подробности задержания Сулеймана Керимова: что не так с дипломатическим иммунитетом
Что характерно – французские СМИ, судя по всему, не проявили слишком большого интереса к задержанию члена Совета Федерации. Ведущие издания, такие, как Le Monde или Le Figaro по горячим следам вообще не освещали инцидент с Керимовым в аэропорту Ниццы. Остальные же, в большинстве своем, обошлись пересказом информации, обнародованной Reuters и российскими агентствами.
Те, кто обратил внимание на случившееся, особый акцент делают на том, что Керимов является не только политиком, но и олигархом – в смысле финансового состояния: оно, по данным Forbes, оценивается более, чем в 7 млрд долларов. Часть средств сенатора, по версии французского следствия, была потрачена им на покупку нескольких вилл на Лазурном Берегу. И предполагается, что сделано это было противозаконным образом.
«(Виллы были куплены) через подставные фирмы, в которых его (Керимова) фамилия не фигурирует, – цитирует Reuters источник, близкий к следствию. – Это позволило ему уменьшить налоговые выплаты французскому государству».
Стоит напомнить, что виллы в Ницце, предположительно принадлежащие российскому сенаторы, уже фигурировали во французских СМИ – в связи с проводимыми там еще в первой половине этого года обысками. Тогда, по данным местного издания Nice Matin, в домах были обнаружены документы и многомиллионные счета, свидетельствующие о том, что именно Керимову принадлежит данная недвижимость.
Похоже, французский Лазурный берег вообще таит для Сулеймана Керимова неприятные сюрпризы. Достаточно вспомнить, что именно в Ницце в ноябре 2006 года он довольно сильно пострадал в ДТП, в которое попал в компании с Тиной Канделаки на своей Ferrari Enzo.
После задержания в аэропорту сенатор был допрошен, затем его решено было оставить под стражей.
По словам все того же источника Reuters, Керимов прибыл в Ниццу по дипломатическому паспорту, однако автоматического иммунитета документ ему не предоставляет. Во французском МИД не подтвердили факт звонка из российского внешнеполитического ведомства на предмет предоставления сенатору дипиммунитета. Однако, подчеркнули в Париже, таковой распространяется лишь на людей, прибывших в страну с официальной миссией или в составе государственной делегации, а не как частное лицо.
Между тем в стенах Госдумы в среду было подготовлено протокольное поручение «в связи с задержанием властями Французской Республики, в нарушении Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 года» Сулеймана Керимова, «обладающего дипломатическим иммунитетом». Документ призывает думский комитет по международным делам во взаимодействии с МИД РФ принять меры к скорейшему освобождению сенатора и получению от французской стороны «исчерпывающего объяснения причин данной возмутительной ситуации».
Вне зависимости от наличия в момент задержания у Керимова дипломатического паспорта сам по себе этот документ не является автоматической гарантией неприкосновенности. Наличие дипломатического паспорта не во всех случаях означает, что его владелец имеет право на безвизовый въезд (хотя может в конкретных случаях предполагаться либо облегченный визовый, либо безвизовый режим). В России диппаспорт является собственностью государства и после завершения срока служебной командировки за пределы территории РФ подлежит возврату в организацию, направившую гражданина в служебную командировку за пределы российской территории.
Будучи сенатором, Сулейман Керимов имеет право на получение диппаспорта – он положен не только дипломатам, но и президенту РФ, членам Совета Федерации, депутатам Госдумы, членам Правительства России, судьям Конституционного и Верховного судов, Генпрокурору, председателю ЦБ.
В то же время дипломатическим иммунитетом, то есть юридической неприкосновенности на территории страны пребывания, пользуются прежде всего представители дипломатического корпуса (хотя есть случаи, когда таким иммунитетом обладают лица, не входящие в дипломатический состав посольств – главы государств и правительств, министры иностранных дел, должностные лица международных организаций). Принятая в 1961 году Венская конвенция о дипломатических сношениях гласит, что «дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции» (ст. 31). Под дипломатическим агентом подразумеваются глава представительства или член дипломатического персонала представительства.
Источник: mk.ru