Как скажется скандал с серной кислотой на рейтинге Порошенко
Покушения на активистов вызвали волну протестов по всей стране
В Киеве развивается очень показательный, но совершенно характерный для современной Украины скандал вокруг серии нападений на проукраинских активистов преимущественно в южных областях Украины. Скандал, который рассорил правоохранительные органы страны и стал угрожать и так некрепким электоральным позициям действующего президента.
С приближением выборов администрация президента Петра Порошенко сделала «ставку на негодяев» — реальных хозяев регионов, действующих мэров городов-миллионеров, независимо от их политической ориентации, а также местных авторитетных правоохранителей и прочих владельцев реального силового ресурса.
Результаты не замедлили сказаться. Получив гарантии неприкосновенности от центра, на местах вместе с подготовкой к выборам начали зачищать своих «смутьянов». В Одессе всю весну идут нападения на националистов, в городе под кураторством мэра сформирована своя муниципальная гвардия — полноценная уличная силовая структура как альтернатива запрещенному в России «Правому сектору» и прочим подобным формированиям. В последнее время это местное противостояние с радикалами выливается в «горячую войну». В Бердянске 31 июля среди бела дня был убит известный в Запорожской области активист, ветеран батальона «Донбасс» Виталий Олешко («Сармат»), в Каменском 2 августа в собственном автомобиле был взорван волонтер АТО Виталий Чернявский.
Но самым резонансным и громким суждено было стать нападению в Херсоне на Екатерину Гандзюк. Управляющую делами Херсонского городского совета на пороге дома облил серной кислотой неизвестный мужчина. Нападавший отметился на камерах наблюдения, литр кислоты вылил из пластиковой бутылки руками без перчаток. Его лицо видел отец Екатерины, а еще несколько свидетелей говорят, что этого человека видели возле дома четыре дня. У Гандзюк поражено 35 % тела, плечо, грудь, один глаз…
Все данные о нападавшем собрали съехавшиеся со всей Украины блогеры и активисты, которые оперативно сделали фоторобот, объявили награду в 100 тысяч гривен (250 000 рублей) за информацию о «герое». На собранные 8 тысяч долларов наняли самолет, перевезший пострадавшую на лечение в Киев. Толпа активистов через сутки после нападения ворвалась в полицию, а потом и в прокуратуру Херсонской области. В последней, когда к толпе не вышли прокуроры, загорелись дымовые шашки и флайера — и все сразу завертелось.
Почему такой пожар? Екатерине Гандзюк всего 30 лет, но она уже успела своей жесткостью, скандальностью и непосредственностью стать известной на всю страну. Во-первых, она зрелищно поссорилась со своей бывшей партией — «Батькивщиной» Юлии Тимошенко. Прямо на сессии городского совета Гандзюк избила селедкой одного из депутатов «Батькивщины». Бедному народному избраннику голова тухлой селедки попала за шиворот.
Во-вторых, Екатерина Гандзюк последовательно боролась с людьми Виктора Медведчука в своем городе. И в-третьих, она самый известный публичный враг украинской полиции. Год назад управляющая делами городского совета заявила, что начальник управления по защите экономики областного УВД потребовал от нее ежемесячную долю от 30%, которые по мнению полицейского, горсовет регулярно ворует из местного бюджета. Гандзюк в фейсбуке публично предложила долю 3% — из своих личных доходов, насчитала 574 гривны (примерно 1300 рублей). История было о-о-очень громкая.
С тех пор между полицией и Гандзюк шла нещадная война, на чиновницу правоохранители подали в суд, а вот начальника по защите экономики из полиции тихо уволили.
Поэтому в больнице с местными полицейскими Екатерина Гандзюк разговаривать жестко отказалась, а те в свою очередь переквалифицировали дело по статье «покушение на убийство» только через шесть часов после нападения и в первые сутки «не смогли» организовать ни розыскных мероприятий, ни даже экспертизы жидкости, которой облили пострадавшую. Активное движение началось только после столь же активного давления журналистов, блогеров, активистов и примкнувших к ним футбольных хулиганов. В Киеве на игре «Динамо» и «Шахтера» две конкурирующие группы «ультрас» вдруг подняли баннеры с вопросом: «Кто заказал Катю Гандзюк?». А после жесткого заявления американского посольства и представительства ООН в киевскую палату к Гандзюк пришел лично генеральный прокурор Юрий Луценко, выслушал потерпевшую и на всю страну заявил, что передает расследование дела из полиции в СБУ.
Тут уже в бой кинулся министр МВД Украины Арсен Аваков. Тот заявил, что есть задержанный! И дело, значит, передавать нельзя. Задержанного трое суток прятали в ИВС и в этот понедельник суд избрал ему меру пресечения — 2 месяца в СИЗО. Но лучше б его не показывали — папа Гандзюк 45 летнего раннее судимого мужика не признал, на видео парень с кислотой был молодой, с татуировкой на ноге, у мужика может тату и есть, но не на ногах. Опять же руки подсудимого — они чистые от ожогов кислоты. Ну и главное, алиби — этот самый судимый Николай Новиков четыре дня по 1 августа провел в Приморском районе на отдыхе с семьей сестры, в людном палаточном городке, где вокруг него в день покушения было довольно много народу.
Украинское МВД подумало и во вторник объявило, что у него есть еще один подозреваемый, которого вот-вот подадут в розыск!
В Киеве на улице Рейтарской действует целый штаб поддержки Гандзюк, СБУ с прошлой пятницы никак не может решиться тоже возбудить дело, МВД команду Генерального прокурора о передаче дела не выполняет. И все вместе давят на президента Порошенко, который единственный пока молчит. А его пресс-служба на всякий случай объявила, что он четыре дня «был в командировке в одной из стран ЕС», хотя никаких данных что новый подозреваемый от МВД похож на Порошенко вроде, как и нет.
В воскресенье в Киеве будет большая публичная акция — всех желающих из числа журналистов, блогеров и активистов зовут на занятия по безопасности в связи с делом Екатерины Гандзюк. Будут учить замечать слежку, уходить от нее, оборонятся и правильно звать на помощь, в ситуации, когда государство уже не защищает.
Известный депутат Верховной Рады Антон Геращенко требует извинений от активистов перед полицией — какой-никакой, а подозреваемый то сидит! Что вызвало новый вал издевательств над МВД. Все считают, что полиция своими проволочками дает возможность уйти и зачистить следы заказчикам преступления.
А Екатерину Гандзюк каждые двое суток оперируют — у нее впереди еще длинная дорога к выздоровлению.
Дело Гандзюк, в котором в жесткой борьбе с родным МВД переплелись все — от хипстеров до повоевавших в АТО националистов, родило новый украинский термин — «копняковая демократия». «Копняк» — в переводе с украинского «пинок», в общем виде этот термин в России объяснить трудно.
Автор: Дмитрий Трофименко
Источник: www.mk.ru