«Я не помню такого ужаса»
Во многих регионах Сибири из-за паводка введен режим чрезвычайной ситуации. На Алтае вода затопила несколько районов, эвакуированы 1255 человек. Два человека погибло. В Туве Следственный комитет республики в связи с затоплением проверяет работу местных чиновников на халатность и бездействие. В Сибирском региональном центре МЧС назвали территории, которым в ближайшее время угрожает вторая волна паводков: Алтай, Хакасия, Тыва, Красноярский край и Кемеровская область
село Топольное Алтайского края
Алтайский край
На Алтай большая вода пришла 25 марта. Фермер Александр Апаринов из Петропавловского района Алтайского края поплыл на резиновой лодке кормить кроликов. Иначе до его хозяйства было уже не добраться. К тому времени коровы и свиньи уже затонули. Нужно было спасать остатки хозяйства. Лодка перевернулась, и фермер не смог выбраться на сушу. Река Ануй разливается здесь не первый год и каждый раз забирает чьи-то жизни.
В первый же день подтопленными в этом районе оказались более 200 домов, из зоны бедствия эвакуировали около 500 человек. 27 марта в паводковых водах нашли тело еще одного местного жителя. 28 марта губернатор Алтайского края Александр Карлин объявил режим ЧС.
Погибшие в результате паводка животные, Алтайский край
Вслед за водой в селе начался мощный ледоход, с которым не может справиться спецтехника. Огромные льдины движутся по реке, ломая все на своем пути. Лед выносит прямо к домам.
Дом Татьяны Козловой из села Антоньевка сейчас разрушен полностью:
– За одну ночь погибло все, что поднималось с большим трудом много лет. Местная власть бездействует! Помогите, пожалуйста! – говорит она.
“Я не помню такого ужаса”
Многие жители Петропавловского района покинули промокшие дома, пережидают заморозки у родных. Тех, кому некуда пойти, разместили в школе и клубе. Там есть матрасы и горячее питание. Анатолий Голубцов из Зеленого Дола Петропавловского района рассказывает, что в селе погиб почти весь скот. Люди до последнего момента старались не покидать свои дома и хозяйства, надеясь что-то спасти. Но удалось это немногим. Светлана Данилова из этого же поселка говорит, что домой вернуться невозможно.
Анатолий Голубцов
– Мы ночуем у мамы, в ее дом вода тоже заходила, но ушла быстро. К себе мы попасть не можем, потому что выпал снег. Машина вмерзла в лед во дворе. Печка размокла. Хорошо, что у нас не было скотины, у других она погибла. Мы не знаем, как все это теперь сушить. Днем морозит до 10 градусов. Тепло обещают только к концу недели. Сегодня я купила вещи, чтобы идти на работу – ничего не было, да и стирать теперь не на чем. У мамы баня тоже в воде. Я работаю в Сбербанке, и сама организация сейчас функционирует в прежнем режиме. Подаю документы на материальную помощь, но не знаю, выплатят мне что-нибудь или нет.
Затопленные дома в Алтайском крае
Светлана вспоминает, что накануне паводка на телефон пришло оповещение от МЧС, но в семье к нему не отнеслись серьезно. В 2014 году Зеленый Дол тоже топило, но вода не дошла до крыльца. На этот раз все было иначе. Ее семью около двух часов ночи разбудили крики и стук соседей.
Я была просто изумлена, когда увидела, что на сидящих в лодках женщинах и детях не было спасательных жилетов
– Если бы мы спали, то, наверное, все утонули бы. Мы живем не так далеко от моста, поэтому дому досталось. Вода в первую очередь заблокировала дверь, и 85-летнюю свекровь мы вытаскивали через окно. С нами был еще ребенок, который гостил на каникулах. Нас вызволял местный житель Алексей Ибрагимов, у которого есть своя резиновая лодка. Сначала мы разместились в детском саду, где и переночевали, а потом перебрались к матери. Сейчас ребенка отправили в город, бабушку забрал второй сын. Я не помню такого ужаса за все 38 лет, которые мы живем в этом доме.
Про то, как была организована эвакуация, пострадавшие рассказывают следующее:
Любовь Девятко
– К людям, которые оказались отрезаны водой, на второй день прибыли спасатели из Республики Алтай. Пострадавших вывозили на моторных резиновых лодках. Мы с мужем бывшие моряки, поэтому я была просто изумлена, когда увидела, что на сидящих в лодках женщинах и детях не было спасательных жилетов.
Антонъевка,Петропавловский район
Кругом бурлящий поток воды со льдом! – говорит жительница Антоньевки Любовь Чепрасова-Девятко. – А ведь после наводнения 2014 года мы слышали, что выделены были средства на приобретение не только жилетов, но и спасательного катера!
Матрас, белье и две подушки
По словам Светланы Даниловой, специальная комиссия уже зафиксировала, сколько было воды в ее доме и что пострадало. 30 марта семье выдали первую помощь: по матрасу, комплекту белья и две подушки.
– Дают не всем. В приоритете малообеспеченные и многодетные семьи. Надеемся на какую-то компенсацию. Что будет, мы не знаем. Нам ничего не говорят, просто составляют списки. В 2014 году, когда распределяли компенсацию, то одинаково дали всем – и тем, кого топило больше и тем, кого меньше, – говорит Данилова.
Светлана Козлова из Зеленого Дола Петропавловского района постоянно звонит на горячую линию МЧС.
В 2 часа ночи сосед разбудил, а через 10 минут уже были по колено в воде
– Спасатели, конечно, помогают, но хочу сказать, что помощи нужно добиваться. Многие молчат или довольствуются отказом властей, но я не такая. У меня отец – инвалид лежачий, семь лет сыну и два года внучке, мне сидеть и молчать нельзя. Нам привозили воду, которая досталась далеко не всем. 1 апреля выдали на семью матрас, одеяло, подушку, комплект постельного белья. Опять же не всем. Отца на УАЗике в детский сад, где разместили пострадавших, вывозил сам глава сельсовета. Но мы долго искали, просили транспорт, – говорит Светлана.
И добавляет, что ее семья никаких предупреждений от МЧС заранее не получала:
– Если бы знали хоть с вечера, конечно, ущерба было бы намного меньше, а мы спали. В 2 часа ночи сосед разбудил, а через 10 минут уже были по колено в воде. Я не знаю, когда смогу вернуться в свой дом – все стоит в тине, – говорит Светлана Козлова.
Затопленные дома жителей Алтайского края
«Затор был виден сразу»
Ответа на вопрос, почему малоснежная зима в Алтайском крае обернулась таким разрушительным паводком, просто нет. Как это часто бывает, официальные версии отличаются от версий неофициальных.
Любовь Чепрасова-Девятко живет в Антоньевке с 2010 года. Она говорить, что раньше к паводку готовились иначе, взрывные работы проводились заранее. В 2018 году их почему-то не было.
– В этом году всю зиму вода шла по льду и заторы около горы Чайной были уже в начале марта. Даже городскому жителю было понятно, что при таянии снега вода пойдет из русла Ануя в ту часть Антоньевки, которая в итоге оказалась отрезанной, там живут люди и находится животноводческая ферма. Мы живем на высоком берегу, наш дом третий от берега, поэтому пострадали только от талого снега, который выпал накануне. У соседей вода заходила в дом, стояла в подполье. В селе смыло электроопору, три дня мы были отключены от электричества.
Фермер Андрей из села Ануйское Смоленского района, который потерял в воде, поднявшейся до уровня 2 метров, почти 500 свиней, говорит:
– Подтопление началось 28 марта. Раньше такого никогда не было. Люди, которые живут здесь, не помнят, чтобы вода поднималась так сильно. У МЧС, наверное, будет другое мнение, но у нас есть свое: МЧС просто не сработало вовремя. Затор бы виден сразу, если бы его взорвали, то такой острой ситуации не возникло бы. Только 29 марта МЧС начало бомбить лед, и в ночь с 29 на 30 вода начала спадать.
Лёд и паводки в Алтайском крае
Погибшие животные в Ануйском хозяйстве не были застрахованы. Фермер говорит, что об этом крестьяне в крае думают в последнюю очередь – денег постоянно не хватает. На какие-то компенсации он не особо рассчитывает, а если они и будут, то не покроют того урона, который принес паводок. Фермеры сами готовили защиту от воды двое суток, но понимали, что своими силами мало что смогут сделать.
Все же хотят, чтобы все у нас было исключительно в розовом свете
– Что могут сделать люди с лопатами? Нужна техника! Если бы не два трактора и телескопический подъемник, то я не знаю, что бы нам удалось спасти. В 5 утра мы поняли, что надо начинать вывозить скот. В первую очередь спасали КРС, поскольку недавно завезли племенные породы. А почти 500 голов свиней погибло. Вывозим их на скотомогильник. Мы сами наблюдали, как идет вода. Два дня готовились, перекрывали подходы к низинам, чтобы она не затопила ферму. Но такой натиск сложно остановить, тем более нашими средствами. Здесь машину гравия не найдешь, поэтому мы защищались навозом. Если бы не навоз, вода пошла бы дальше деревни. Но он не остановит воду – нужен камень, гравий, глина и песок.
Погибшие от большой воды животные
Для отчетности о гибели поголовья свиней местные чиновники затребовали у хозяйства фотографии. Распространять их в соцсетях фермерам категорически запретили.
– Все же хотят, чтобы все у нас было исключительно в розовом свете, – говорит Андрей и просит не называть в репортаже его фамилию.
2 апреля пресс-служба правительства региона сообщила об утилизации трупов животных, погибших во время паводка. В сообщении уточняется, что в период паводка «не зарегистрировано массового падежа животных». Всего, по данным пресс-службы, погибло 250 голов крупного рогатого скота, что, по их подсчетам, составляет 0,03% от общего поголовья на территории Алтайского края. Местные фермеры говорят, что эти цифры занижены в разы.
30–31 марта вода начала уходить из наиболее пострадавших сел Петропавловского, Краснощековского и Солонешенского районов, но тут же ударил мороз и выпал снег. Специализированные службы прекратили откачивать воду в домах. В ГУ МЧС считают это своего рода передышкой перед второй волной паводков, которую ожидают через несколько дней. Сейчас частично подтопленными остаются 46 населенных пунктов в 14 муниципальных образований.
Начальник ГУ МЧС России по Алтайскому краю Игорь Лисин уверяет, что спасатели успеют подготовиться – мороз дал время. Сейчас, говорят в МЧС, в ликвидации последствий паводка задействовано около полутора тысяч человек, более 500 единиц техники. Помимо сотрудников местных подразделений, помощь оказывают 326 спасателей из Новосибирска, Красноярска, Бердска и Екатеринбурга.
Тува
В конце марта в Туве из-за резкого потепления началось активное снеготаяние. Поселок Каа-Хем Кызылского района, в котором живут 16 тысяч человек, был затоплен талыми горными водами. 25 марта в поселке объявили режим ЧС.
В зоне затопления оказались 249 домов, 148 человек, в том числе 33 ребенка. Из затопленных домов людей эвакуировали, кто-то сейчас живет у родственников, кто-то в поселковых «пунктах временного содержания» (школа, садик, клуб и т. д.).
В интернете появились многочисленные фотографии и видеозаписи затопленных улиц и домов: по улицам Каа-Хема бегут бурные реки, а в домах местных жителей вода доходит до колена.
Затопленный жилой дом в поселке Каа-Хем, Тува
Из домов сейчас откачивают воду, люди пытаются их сушить. Сейчас, как рассказывают в местной администрации, работает специальная комиссия по оценке ущерба. Кроме того, проводится дезинфекция территории. А жители Тувы собирают вещи для пострадавших от паводка.
– В поселке идут аварийно-восстановительные работы – всего пострадало 11 улиц. Поселок приводили и приводят в порядок 415 человек – это сотрудники МЧС, специализированных служб, задействована 181 единица спецтехники, от лодок до бульдозеров. Идет восстановление разрушенного защитного сооружения – на это нам уже выделено больше миллиона рублей. И больше 90 тысяч – на приобретение самого необходимого для пострадавших жителей, – говорит первый заместитель главы Кызылского кожууна Леонид Ховалыг. Во временные пункты проживания переселены 78 человек, в том числе 35 детей.
Работа спасателей в Туве
Между тем Следственный комитет по Республике Тува начал проверку после затопления Каа-Хема. Ее результатом может стать возбуждение уголовного дела по статье «Халатность».
Нужны были более действенные меры со стороны местных властей
Как рассказала корреспонденту «Сибирь.Реалий» руководитель пресс-службы СК по Туве Алла Нурсат, местные власти утверждают, что еще 23 марта, то есть за два дня до ЧП, якобы предупреждали жителей о том, что поселок может затопить, и призывали их покинуть дома. Но местные жители заявляют, что предупреждений никаких не получали, иначе бы успели, по крайней мере, спасти самое ценное имущество.
– В любом случае нужны были более действенные меры со стороны местных властей. В прошлом году в этой же части поселка дома также были затоплены. Но после этого поселковые и районные власти не предприняли ничего для того, чтобы подобное не повторилось, – говорит Алла Нурсат.
Сейчас следователи изымают необходимые документы из администрации, опрашивают жителей. Результаты проверки будут известны спустя месяц.
В администрации Кызылского района, в состав которого входит поселок Каа-Хем, сейчас говорят о намерениях построить новое защитное сооружение, а впоследствии дамбы и водоотводный канал с северной стороны поселка, чтобы вода с гор шла в Енисей, а не в дома жителей. В администрации пообещали, что строительство этих сооружений начнется в этом году.
Хакасия
29 марта режим чрезвычайной ситуации в связи с паводками был объявлен в Республике Хакасия. В пяти районах региона дома и дороги затопило талыми водами. 2 апреля в республике начались морозы, которые пока сдерживают таяние снега. Однако в управлении МЧС сообщают, что в конце текущей недели начнется потепление и площадь подтопленных территорий увеличится.
Хакасия, Усть-Абакан
В муниципалитетах составляют списки пострадавших от талых вод. На 4 апреля в них указаны 357 человек, общая сумма ущерба составляет 1 млн 885 тыс. рублей. Больше всего от паводков пострадали жители Бейского района Хакасии – 220 человек.
Омск
Половодье в Омской области начнется ориентировочно 12–14 апреля, как сообщил заместитель начальника ГУ МЧС России по Омской области Максим Рыбак.
Одним из первых начнет топить, считают в МЧС, поселок Затон Черлакского района. Основанный в 1932 году для 700 работников ремонтно-эксплуатационной базы Иртышского пароходства, он пережил уже 13 потопов. Сейчас в Затоне проживают 62 семьи.
– Как начнет разливаться Шульгинская ГЭС на Иртыше, так и топит луга, – рассказывает староста поселка Лариса Воронова – Ну, бывало и огороды, а то и в подпол вода придет. Как-то следили – дамбы ставили, откачивали, перекрывали. А в 2000-м базу закрыли, и пошло – год да через год топит. У меня дом на пригорке, немногим так повезло: даже огород сажаю в июне – морковку, картошку. Но весной по квартире только в резиновых сапогах хожу.
Поселок Затон, апрель, 2017 год
Уже после первого потопа в 2001 году жители Затона начали стучаться во все инстанции, писать главе района, губернатору, президенту, генеральному прокуратуру… По словам Ларисы Вороновой, уже накопилось «две китайские сумки отписок». В начале апреля 2018 года губернаторский канал торжественно сообщил, что Затон будет расселен до начала паводка, ожидающегося на днях. Но никого так и не расселили до сих пор.
– Никто нам не приказывал собирать чемоданы, да мы быстро и не ждем, – говорит Лариса Воронова. – Понятно, что нынче ничего не будет. Пообещали хоть – уже слава богу. Документы собрали, увезли уже в район. Да они у нас давно готовы – живем же в режиме ЧС. Теперь загвоздка в том, что власти не знают, как нам оплачивать жилье. Хотят исхитриться не по фактической площади, а по социальной норме – 18 метров на человека. Дома-то у нас большие. Хотя на те деньги, что Затон каждый год «спасают», давно уж можно было каждому из нас по дворцу выстроить.
Глава Черлакского района Евгений Сокуренко признается:
– До подтопления расселить вряд ли сможем. На будущий год, может быть. Но точно не скажу. Ждем. И плотно работаем с министерством строительства. Определяем порядок.
Так что жители Затона готовятся встретить большую воду и рассчитывают в основном только на себя.
Людмила Громова
– У нас во время потопа двор заливает так, что я только в прорезиненном костюме выхожу – по грудь, – рассказывает Людмила Громова – В доме сантиметров 30. Мы готовимся сейчас, конечно, мебель на чурбачки поднимаем, животных – в дом, теперь кроме собак и кошек, почти никого и не держим. Продукты заготавливаем, воду МЧС привозит, магазина-то нет. Вот электричество стараемся не включать до июня, пока вода не сходит – коротнет и сгорит все, не глядя на потоп. Предлагают, правда, в эвакуационные пункты переселяться на время, но как же дом бросить – у нас почти в любой можно на лодке заплыть. Немного нажили-то, но все тут. По первости мародеры часто наезжали, многие дома растащили.
Якутия
В Якутии из-за поднятия уровня воды в реках ожидаются паводки в 166 населенных пунктах. Затопленными могут оказаться и крупные города Ленск, Олекминск, Якутск. Об этом 3 апреля сообщил первый зампред правительства республики Алексей Колодезников на заседании правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
По словам Колодезникова, неблагоприятная ситуация ожидается в районе реки Колыма у поселка Зырянка и города Среднеколымск.
Правительство Якутии, не дожидаясь урона от паводков, просит жителей заранее подготовиться к эвакуации, собрать ценные вещи и начать отгон скота. Комиссия поручила соответствующим службам организовать доставку необходимых лекарств, продуктов питания, проверить готовность санитарных бригад, а также подготовить пункты временного размещения.
Источник: www.sibreal.org