Зюганов предлагает Путину КПРФ в качестве партии власти
Руководство левых пытается избежать конфликтов с Кремлем и своими радикалами
Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов представил картину конструктивных отношений партии с властью. Оказывается, лидер левых часто встречается с президентом Владимиром Путиным, убеждает того сменить либеральный курс на левоцентристский и дает советы – например, об отставке правительства. Радикализироваться Зюганов не намерен, чтобы не подтолкнуть страну к гражданской войне и интервенции враждебных сил. Эксперты полагают, что это одновременно и послание Кремлю о мире, и объяснение перед радикалами на местах.
Зюганов давно так подробно не высказывался о взгляде левых на действующую власть. Наверное, с середины 90-х годов, когда он призывал красных и белых патриотов объединяться против прозападного ельцинизма, а потом сам отказался от ужесточения борьбы с ним.
При этом в интервью порталу «Континент Сибирь Online» лидер КПРФ неоднократно отметил, что встречается с президентом по стратегическим проблемам: «Мы предложили Путину реальную программу. И на словах он ее одобряет. А на деле – решения не приняты. Вот я накануне пандемии, в начале 2020 года, встречался с президентом и допоздна убеждал его в том, что правительство Медведева не справится с выполнением его решений. Он согласился».
Объяснил Зюганов и политику умеренности своей партии: «Если бы я в 1996 году не проявил благоразумие и взвешенность, гражданская война в стране была бы гарантирована. Тогда Россия разделилась ровно пополам». При этом главный коммунист, даже заявляя, что в случае нового противостояния с властью КПРФ готова к битве, все-таки предпочитает не доходить до края: «Мы встречались с президентом. Я попросил, чтобы он вызвал генерального прокурора, и сказал, что если нам снова объявляют войну, как это Ельцин делал, мы вызов примем. Но для страны это будет крайне вредно. Мы страну уже дважды спасли от гражданской войны. И у нас самая подготовленная команда грамотных, опытных и совестливых людей. После чего вроде договорились. Но сейчас, перед очередным съездом, нас полоскали много месяцев подряд».
Видимо, все дело в том, что, как не раз дает однозначно понять Зюганов, КПРФ готова в любой момент заменить «Единую Россию» в качестве партии власти, чтобы, конечно, проводить свой левоцентристский курс, но все же под руководством действующего президента. Именно Путину Зюганов прямо предлагает опереться на Компартию, предупреждая, что рано или поздно это решение тому неизбежно придется принимать, чтобы не допустить падения страны в результате внутреннего недовольства и внешнего давления. Эти откровения выглядят как признание соглашательской политики с Кремлем, однако трудно поверить, что Зюганов может такое открыто провозглашать.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев считает, что перед выборами Зюганову необходимо было открыться по-новому, дать свой ответ на часто задаваемый коммунистам вопрос, отчего они не сменят лидера на менее комформистскую фигуру. «Зюганов идет ва-банк, в интервью он показывает официальную позицию, представляя себя целеустремленным и влиятельным политиком, повышает капитализацию КПРФ. Он намекает, что, с одной стороны, способен влиять на президента, с другой – действительно готов предложить КПРФ взамен ЕР при реализации президентской программы», – сказал эксперт. В реальности, пояснил Калачев, даже самая оппозиционная партия не может не учитывать чаяния и избирателей, и власти: «Нынешняя КПРФ действительно абсорбирует левые радикальные настроения, собирая протестную ренту в виде депутатских мандатов. Но неправильно обвинять руководство левых в корысти, здесь явно прослеживается намек на служение некой высшей идее. Для кого-то позиция руководства КПРФ кажется оппортунистской, а ему самому – мессианской. Дескать, России нужно 20 лет покоя, а потом еще 20 лет – и в этом смысле он искренне поддерживает Путина». Следовательно, это интервью ориентировано и на своих: мол, Зюганов спасает страну, способствуя стабилизации политической обстановки, и заодно защищает партию, но есть тут и апелляция к Кремлю: КПРФ по-прежнему остается полезной партией.
Конечно, заметил эксперт, намек на то, что КПРФ может стать новой партией власти, далек от реальности, к этому не готова политическая система. «Но Зюганов пытается и показать, что КПРФ способна взять на себя ответственность за страну, и подчеркнуть, что недостатки в социально-экономической сфере это не вина коммунистов. То есть он просит актив понять и умерить радикализм», – пояснил Калачев. Перспективы данной позиции таковы, что, пока существует нынешняя система, КПРФ будет занимать свою нишу. А ситуация показывает, что запас прочности у системы большой, то есть вполне жизненна и нынешняя линия Зюганова. Хотя сама КПРФ сейчас на подозрении у Кремля из-за требований части актива ужесточить противостояние с властями.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Геннадий Андреевич напоминает, что его партия аккумулирует протестные настроения, а потому выгодна власти и на улице, и в парламенте. А следовательно, он посылает сигнал Кремлю, что не надо мешать КПРФ вести предвыборную кампанию ни на местах, ни на федеральном уровне. Мол, партии необходимо вести агиткампанию, а стало быть, к критике со стороны КПРФ следует относиться снисходительно». Эксперт напомнил, что реальное влияние КПРФ оказывало на политику четверть века назад, когда пыталась объявить импичмент президенту Ельцину и имела фактическое большинство в Госдуме. Сейчас же Компартия встроена в современную систему многопартийности, играя по правилам, но «поскольку двойная сплошная постоянно сдвигается – и сейчас она сдвигается в сторону левых, то КПРФ чувствует себя некомфортно, а потому устами своего лидера пытается доказать полезность перед выборами». Хотя, заметил он, с другой стороны, нужно доказать активу, который более оппозиционен, чем руководство, почему следует не радикализоваться, а объединяться на патриотической основе. «Зюганов приводит аргументы о пользе компромиссной позиции, сигнализирует, что КПРФ может в любой момент начать проводить свой курс, то есть стать правящей партией, если, конечно, президент коммунистов заметит. Но в такое не поверят даже среди лояльного актива и уж тем более за его пределами», – подчеркнул Макаркин.
Автор: Дарья Гармоненко
Источник: www.ng.ru