Школьный обед как вопрос национальной безопасности
Тревогу по поводу запретов питания школьников едой домашнего приготовления родители поднимали уже давно. Но три-четыре года назад юристы квалифицировали инциденты как самоуправство школьных начальников и предлагали разрешать вопросы на уровне управлений образования, ведь уставами учреждений такие запреты попросту не могли быть внедрены априори.
Да и требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, установленные СанПиН 2.4.5.2409–08 от 23 июля 2008 года, не содержали соответствующего табу на употребление в столовой продуктов, приготовленных дома. Как, впрочем, и не разрешали.
Пунктом 6.25 указанного норматива не разрешается использовать пищевые продукты и изготавливать блюда и кулинарные изделия, в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил, указанных в «Перечне продуктов и блюд, которые не допускаются для реализации в организациях общественного питания образовательных учреждений». Юридическая казуистика в том, что к запрещённой пище при желании, можно отнести любые продукты, приготовленные в домашних условиях накануне. При этом запрета на употребление принесённых с собой продуктов нет, так как он установлен исключительно на реализацию продуктов самой столовой, а не на мамин пирожок.
Но всё это в прошлом. Как и подобает настоящим реформаторам, с 10 января Роспотребнадзор подготовил проект ужесточения проект ужесточения санитарно-эпидемиологических правил. Новые правила предусматривают полный отказ от алюминиевой посуды в столовых, разрешают использование одноразовой пластиковой, по назначению врача-педиатра и под присмотром медперсонала учебного заведения дают добро на продажу кислородных коктейлей в школах. Называется, дожили — раньше недостаток кислорода в молодых организмах компенсировали походами на природу, турслётами, загородными пионерскими лагерями и трудовыми десантами в колхозы и совхозы, да и пластик считался вреднее, нежели пищевые сплавы. Будем считать, что это не лоббирование интересов производителей одноразовых стаканов и кислорода (в конце концов — нет явных доказательств данного предположения), а реальная забота государства о подрастающем поколении россиян. Но наибольшее возмущение родительской общественности вызвал запрет воспитанникам детсадов и школьникам приносить еду из дома.
В социальных сетях сторонники нововведений оправдывают запрет доходящими до абсурда пояснениями. Например, тем, что ребенок находится на попечении школы в течение всего срока пребывания в ней, а если вдруг родители дадут ему петарду и скажут поджечь и съесть? Или если родители намеренно дадут сыну отравленную еду чтобы получить денег со школы? В маминых пирожках ревнители централизованного питания детей, оказывается, видят поле для мошенничества и компрометации руководства школ.
Возможно, ошибусь, но мне лично подобные фантастические подозрения родителей, только и думающих о том, как дискредитировать руководство, обобрать систему образования, напоминают дикие пояснения цеха украинской нацистской пропаганды. Которая, как все помнят, сутками напролёт рассказывала о том, что в Донбассе отцы сами обстреливают свои дома, убивают своих жён, матерей и детей, чтобы дискредитировать бандеровцев и иметь повод для финансовой компенсации от Киева. Впрочем, отставим данную полемику, в ней сколько людей, столько и мнений.
Иностранное слово аутсорсинг переводится, как передача определенных функций одной фирмы другой, чтобы уменьшить финансовую нагрузку на собственные средства. Но если называть вещи своими именами, то это бизнес. Если раньше управления образования и ведомственные учреждения занимались организацией горячего питания детей сами, то теперь это всё чаще делают бизнес-структуры. Как правило, имеющие вполне лояльные отношения с местными органами власти. Иначе в путинской России нельзя.
Любой бизнес, как мы понимаем, подразумевает не только выполнение технических заданий, но и получение прибыли предпринимателем с учётом всех рисков и издержек от данного вида деятельности (порча продуктов, сложности с логистикой, особенно в зимнее время, ублажение всевозможных проверяющих, отношений с администрациями, прессой, родительской общественностью и т.д.). Поэтому одной из самых чувствительных проблем, касающихся организации питания в школах России, стала её стоимость.
За последние пять лет только из-за инфляции себестоимость рациона неуклонно росла, увеличивались, естественно, и расходы аутсорсинговых компаний. Рацион падал в качестве либо рос в цене — в разных регионах, городах и районах — своя специфика, условия и возможности. На практике ситуация показывает, что стройной, управляемой и контролируемой государством системы школьного питания, как и обоснования стоимости школьного питания нет ни в одном субъекте России.
Родители вполне обоснованно отказываются от платы за школьное питание, беря процесс питания своих детей на себя. Бизнесмены теряют заказчиков и прибыль. Палка о двух концах. Но государство в лице Роспотребнадзора находит выход — выдаёт в СМИ проект запрета домашней еды в образовательных и воспитательных учреждениях. И в этом проекте почему-то просматривается интерес не родителя, школьника, школы, а интерес бизнесмена.
Кстати, вести из регионов довольно печальны — аутсорсинг при всех его возможных преимуществах и удобствах порождает проблему, которая в определённый момент может дать о себе знать. Это проблема разорения системы муниципального школьного питания. Допускаем ситуацию, что не сегодня-завтра народ прозревает, отправляет Путина и всю правящую группировку в отставку, к власти приходят социалисты, озабоченные здравием будущих поколений россиян больше, чем нынешние либералы. И с чем они сталкиваются в данной сфере? Да с тем, что даже отодвинув от питания малышей бизнес-структуры, они обнаружат — заменить в большинстве учреждений их просто нечем и некем.
Там, где в России ещё сохранены муниципальные школьные столовые, в них не хватает бюджетных средств на комплексное содержание пищеблоков, капитальные и косметические ремонты, закупку кухонного оборудования и инвентаря, а обосновать дополнительные расходы достаточно сложно. Ведь денег, как известно, в России нет, премьером приказано держаться с пожеланиями здоровья. А между тем, как показывает практика, самостоятельная система питания школ — более устойчива и эффективна, да, вероятно, и для здоровья полезна.
Эксперты Института отраслевого питания проанализировали рационы завтраков пяти школ в Ярославской области, находящихся в разный муниципальных округах, и составили их рейтинг. В двух из них еду для школьников закупали и готовили самостоятельно, в трёх использовался аутсорсинг. Оказалось, что более качественное меню с точки зрения химсостава получается у тех, кто кормит детей без аутсорсинга, причём разрыв выходит довольно большим. Объяснение простое — установленная цена рациона недостаточна для бизнесмена, и он и он вынужден прижимать качество. А ценовая разница между аутсорсингом и самостоятельным приготовлением в учреждениях достигает чуть ли не 50%. Вот и выходит, что вместе с медициной, высшим образованием, наукой государство превращает в коммерцию и общеобразовательную школу. И это при том, что в большинстве западных развитых стран, на которые любят кивать кремлевские рулевые (последний смачный кивок — пенсионный возраст), вопрос обеспечения качественным питанием школьников и дошкольников приравнивается к вопросу национальной безопасности государства!
В США, Англии, Швеции, к примеру, государство едва ли не полностью обеспечивает бесплатное школьное питание для всех, а охват детей питанием в школьных столовых — 80–90%. Такой же, как был в СССРв период 80-х годов. К 1990 году охват горячим питанием учащихся школ достигал 80 — 90%, что было достигнуто за счет системы государственных дотаций.
Финляндия в минувшем году отметила 70 лет со дня введения бесплатного школьного питания для учеников. Та самая Финляндия, которая являлась союзником стран гитлеровской «оси» и, несмотря на выход из Второй мировой войны, по её итогам не могла быть победителем. Финляндия, в отличие от путинской РФ, не тратит средства на военные парады и драпировки мавзолеев, на пиар вождя и на бессмысленные войны, она вкладывает в детей. И очень верно делает.
Казалось бы, оплот мирового империализма и либерализма — США — и те обеспечивают доступную форму школьного питания, по своей структуре являющуюся смешанной. Почти половина школьников (27 млн.) в рамках Федеральной программы «Школьный ланч» ежедневно получает бесплатный обед. Каждый десятый школьник (около 8 млн.) получает бесплатный завтрак по Федеральной программе «Школьный завтрак», а молоко является обязательным компонентом питания школьников. Эти две программы реализуются в 99 800 государственных и частных (некоммерческих) школах Америки. Суммарно на бесплатное питание по всем указанным четырем программам в США выделяется порядка 12 миллиардов долларов в год.
Федеральное правительство России делегировала полномочия в данной сфере региональным властям и её и без того скудным бюджетам. Поэтому правом на бесплатное питание обладают не все учащиеся, а лишь оговоренные в местных законах категории. На территории города Москва, например, таким правом обладают: дети из многодетных семей, оставшиеся без попечения, дети, которые находятся в приёмных семья, инвалиды детства, дети инвалидов первой группы, получающие пенсию в случае потери кормильца. Приблизительно та же картина и в других регионах РФ.
В системе организации школьного питания России, и юридически, и практически проводится некий не имеющий конечной точки и обоснования эксперимент, участниками которого являются будущие поколения россиян. Скажем так, граждане, которые через два десятка лет будут платить налоги на содержание того же государственного аппарата. Рапортовать, если говорить объективно, не о чем, аплодировать успехам аутсорсинга, по большому счёту, тоже незачем. Какие-то локально-демонстрационные проекты в некоторых школах не отображают общей негативной и бесперспективной тенденции по всей России.
Конечно же, родители будут возмущены прожектёрами из Роспотребнадзора, ограничивающими их право кормить своего ребёнка так, как они считают нужным и важным, при этом экономя семейный бюджет. Сейчас же может дойти до того, что эти дети будут ходить голодными. И государство, как стало принято в путинской России, «умоет руки». Именно об этом с тревогой говорят обращающиеся к команде поддержки Программы Сулакшина россияне. Чего доброго, но горе-реформаторы доведут дело до того, что на входе в школу поставят инспекторов или сотрудников Росгвардии, которые, как на таможне, будут проверять сумки у учеников и конфисковывать «предметы контрабанды» — родительские обеды.
Автор: Владимир Волк
Источник: rusrand.ru