Как Порошенко готовится к массовым фальсификациям на будущих выборах

Впервые за четыре года президентства Петра Порошенко и существования правящей на Украине коалиции, состоящей из Блока имени президента (БПП) и «Народного фронта» экс-премьера Арсения Яценюка, на Украине наступил поистине политический коллапс. Причина – отказ большинства парламентариев голосовать за президентский список ЦИК

При этом сегодня, 12 июля, или, во всяком случае, в ближайшие дни станет ясно, может ли быть сформирован новый состав ЦИК или все останется по-старому? И не распадется ли по вопросу ЦИК коалиция? Не сдетонирует ли это политическую ситуацию в стране? 
Правящая коалиция распалась, Блок Петра Порошенко может оказаться без Порошенко, а некогда послушное президенту парламентское большинство взбунтовалось.

Причиной этого стал вопрос о формировании нового состава Центральной избирательной комиссии, про которую на Украине по большому счету вспоминают раз в пять лет — когда приходит очередной избирательный цикл — выборы президента и парламента. Потому что именно ЦИК во многом определяет итоги выборов, закрывает (если это надо, но об этом позже) глаза на фальсификации или, наоборот, раздувает в обществе огонь негодования, если надо опротестовать результаты выборов по тому или иному округу.

 

И был такой случай в Украине, когда именно ЦИК стал катализатором конфликта, в результате которого победивший в президентских выборах кандидат не стал президентом, а проигравший получил и реализовал шанс все-таки им стать. Речь об «оранжевой революции» и тогдашних кандидатах в президенты Викторе Януковиче и Викторе Ющенко. Во втором туре президентом стал Янукович. Но из-за неумелых действий ЦИК (тогда ручного для Януковича) у его проигравшего оппонента Ющенко появился шанс, апеллируя к общественности, добиться пересмотра итогов голосования, назначения третьего тура выборов (незаконного и неконституционного), по результатам которого он и стал президентом. Кстати, многие политтехнологи и политологи уверяют, что на самом деле массовые фальсификации были не во втором туре президентских выборах, а в третьем. И не в пользу Януковича, а в пользу Ющенко. Просто у проигравшего и тогда опозоренного Януковича не было моральных сил это доказывать в суде. Он выждал и через пять лет стал президентом.

Вся эта ретроспекция нужна нам лишь для одного — понимания того, насколько важна роль ЦИК в избирательной кампании на Украине. Прошедший тогда все горнила выборов рядом с Ющенко, его кум, а ныне и сам президент Порошенко, прекрасно понимает, что по большому счету на Украине побеждает не тот, за кого проголосуют миллионы украинских избирателей, а тот, кто имеет полтора десятка карманных членов ЦИК, окончательно определяющих, кто в стране президент…

Прозаседавшиеся по воле Порошенко

Вопрос формирования нового состава ЦИК должен был решиться еще в 2014 году, то есть сразу после выборов нынешнего президента. Потому что 1 июня 2014 года истек 7-летний срок полномочий 12 из 15 членов Центральной избирательной комиссии. 
Но президент Порошенко, который по конституции и закону должен был инициировать назначение новых членов ЦИК в парламенте, этого не сделал. В феврале 2017 года на одного «просроченного» в ЦИК стало больше. ТО есть практически почти весь ЦИК (13 из 15 его членов) был не легитимен. Но назначения нового ЦИК все равно не произошло. Формально, за четыре года этого не было сделано из-за склок между фракциями и непрекращающимися торгами о том, кто же должен быть в обновленном Центризбиркоме.

 

Однако на самом деле причина была в другом. Тот старый состав ЦИК вполне устраивал президента и его окружения. Ныне опальный и находящийся в бегах депутат парламента Украины Александр Онищенко (действующий, то есть не лишенный депутатских полномочий) рассказывал, как в 2014 году перед выборами в Верховную Раду президент и его люди заталкивали самого Онищенко в парламент, оформляя задним числом с нарушением всех сроков и законов ему документы на выборы через ЦИК. Онищенко уверяет, что заплатил за эту операцию команде действующего президента несколько миллионов долларов наличными.

Конечно, избавляться от такого, поистине не то что ручного, а даже можно сказать, ножного ЦИК (который делает все, что пожелает левая нога президента) Порошенко не собирался. Люди там все подобрались покладистые, бессовестные и в политическим смысле слепые.

Но вот как быть с тем, что сам-то ЦИК был не легитимным? И к тому же, наступил момент (в начале нынешнего года), когда на качества ручного и политически слепого ЦИК обратили внимание уже не только на Украине, но и на Западе? Пришлось взяться за пересмотр списка ЦИКашников.

По закону, каждая фракция парламента должна иметь представительство в составе Центризбиркома. Но Порошенко решил иначе и не пустил туда представителей «Батькивщины» и «Оппоблока». «Батькивщина» в лице Юлии Тмошенко пришла к президенту (кажется впервые и единственный раз за всю его каденцию) и после полуторачасовых переговоров за закрытыми дверями в формате один на один, вопрос для себя как-то (правда, неясно как) решила. А «Оппоблок» не договорился и его людей в новом составе ЦИК нет. 
Между тем, подвешенные между небом и землей члены ЦИК продолжали получать зарплату (и, надо сказать, очень неплохую) и по состоянию на июль 2018 года обошлись госбюджету в 23 млн грн. Повторяю: нелигитимный ЦИК, который должны были распустить еще 4 года назад, съел 25 миллионов гривен.

Получал зарплату и председатель Центральной избирательной комиссии Михаил Охендовский. А с ним особая история. Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) возбудило против него уголовное производство за взятки от «регионалов» в 2012 году (тогда состоялись выборы парламента, где у Януковича образовалось подавляющее большинство депутатов). «Засветился Охендовский и в «черной книге» Партии регионов, куда записывали всех, кто получал взятки наличными от тогдашней пропрезидентской партии. Дело вела Специальная антикоррупционная прокуратура (САП), но улик против Охендовского… не нашла. И дело тихо спустили на тормозах. А потом Печерский райсуд Киева предписал САП или направлять дело в суд, или закрыть его. Дело прикрыли (то есть в случае чего могут всегда возобновить), а не закрыли навсегда и Охендовского технично подвесили на компроматный крюк. Где он и болтается по сей день, исправно при этом получая зарплату.

ЦИК нет, потому что нет коалиции

Впрочем, не только удобность угодливого ЦИК причина его четырехлетней переработки. Есть к тому и другие причины. 
Так, попытка убрать нынешний состав ЦИК без договоренностей между БПП и «Народным Фронтом» (НФ) по единому кандидату в президенты (а это необязательно должен быть Петр Порошенко, у партий власти есть и другие варианты) воспринимается НФ как кидок и попыткой президента сыграть игру без них. В этом уверен директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

Но он также считает, что расширение избирательной комиссии нецелесообразно, так как это повышает государственные издержки на финансирование нового состава ЦИК. По его словам, численность членов Избиркома вообще должна быть наоборот, не расширенна, как то предлагает президент парламенту, а урезана, поскольку формально ЦИК не обслуживает Крым и часть Донбасса и потому выполняет меньше работы.

 

«Необходимо сегодня учитывать и интересы общественных движений, не только парламентских фракций, а партий, которые в ВР не имеют фракций. Есть целый спектр партий, которые преодолели 1-2% на выборах, получают госфинансирование своей деятельности и не имеют представительства в Центральной избирательной комиссии», — добавил политаналитик.

Он подметил, что состав ЦИК должен формировать публично и прозрачно, на открытых конкурсах. И хоть на них также возможны манипуляции и «подставы», это бы более-менее обеспечивало баланс в Избиркоме. Ведь срок полномочий каждого его члена — семь лет. Значит, они будут считать голоса в ходе как минимум двух серий президентских, парламентских и местных выборов. И качество работы избранных специалистов будет определять качество будущей власти.

Мало того, все перипетии с ЦИК и угроза БПП не голосовать по законопроектам до решения этой проблемы свидетельствует лишь о том, что парламентской правящей коалиции давно нет. Просто у двух партий власти есть блокирующий пакет, который не дает возможности сформироваться новой коалиции.

«Этот блокирующий пакет зиждется на коррупционных и неправовых основаниях. Первое основание — неполный состав парламента, 427 депутатов вместо 450. Второе основание — «кнопкодавство» и массовое нарушение регламента. За прошлую неделю, например, было зафиксировано восемь случаев «кнопкодавства». А без этого БПП и «Народный Фронт» не смогли бы принять ни одного важного решения. Третье основание — знаменитые «тушки», с которыми обещали бороться. Но только они обеспечивают парламентское болото», — утверждает Бортник.

Один день из жизни наперсточника

В конце января президент Украины Петр Порошенко подал в ВР полный список кандидатов в ЦИК. В нем следующие имена: Басалаева Алла («Видродження»), Ефремова Ирина («НФ»), Бернацкая Наталья (до замужества Севастьянова, «НФ»), Кустова Светлана (БПП), Вербенский Михаил (БПП), Лотюк Ольга (БПП), Плукар Виталий (БПП), Шипилов Леонтий («НФ»), Желтова Ольга (БПП), Синица Надежда, Юзькова Татьяна (Радикальная партия Ляшко), Слипачук Татьяна («Воля народу»), Радченко Евгений («Самопомощь»), Конопольский Олег (БПП).
«Юзькова — достаточно сильный юрист, но не имеет опыта в таком деле. А вот Басалаева, например, имеет опыт работы с избирательным законодательством. Но тут дело не в опыте, эти люди не имеют стержня в себе. Допустим, действующий председатель ЦИК Михаил Охендовский — профессионал, но он был и остался ручным, человеком без позиции», — оценил соискателей руководитель аналитического центра «Третий Сектор» Андрей Золотарев.

Он сравнил нынешних членов Центризбиркома с бывшими его членами, которые были на слуху во время президентских выборов 2004 года. По его словам, тогда Руслан Князевич и Андрей Магера были главными ньюсмейкерами, к которым прислушивались. В нынешнее же время «особого мнения» у каких бы то ни было членов Центральной избирательной комиссии нет и не будет.

 

Золотарев уверен, что Порошенко напугали победы «Батькивщины» на выборах в объединенных территориальных общинах (ОТО), поэтому он отчаянно взялся захватывать ЦИК — Банковая живет одним днем, интересуясь исключительно вопросом самосохранения.

«В обществе уже сформировалась презумпция отсутствия у власти благих намерений. Когда видят Петра Алексеевича, то представляют его с тремя стаканами, под которыми находится шарик — наперсточником. И, увы, автор кризиса в ЦИК — президент, и с него надо спрашивать», — добавил эксперт.

Однобокая Европа

Европейский Союз, как пономарь, повторяет Украине о необходимости реформировать Центральный избиркомом. Есть подозрения, что, если не будет избран новый состав ЦИК, кредитов от ЕС и МВФ Украина не увидит.

Кандидат философских наук и ведущий аналитик Международного информационно-аналитического Центра «Развитие Украины» Александра Решмедилова считает, что Европейский Союз имеет большее влияние на украинских партнеров, нежели нам представляется.

«Кандидата в ЦИК от «Батькивщины» допустили в список именно под давлением Запада, а потом была личная встреча между Юлией Тимошенко и Петром Порошенко, которые завизировали эти договоренности. А «Оппозиционный Блок» свой протест о неприятии их человека в список выразил многочисленными обращениями в разные правозащитные организации Запада. И ему, Западу, его глаза и уши в Украине оперативно докладывают о ситуации. Но прислушивается ли Киев к Западу?», — задается вопросом Решмедилова.

И отвечает: да, прислушивается. Когда Западу это надо власти. Когда же украинской власти это невыгодно, она старается не забыть обо всех обещаниях, данные ей заграничным коллегам.

Украинский политолог Руслан Бортник сказал, что западные партнеры прощают Украине все — от сорванных соглашений между оппозицией и бывшим президентом страны Виктором Януковичем (скрепленных подписями главами МИД Польши, Германии и Франции) в феврале 2014 года до нарушения прав меньшинств, коррупции.

«Западные стандарты работают только на Западе, а в странах третьего мира — работают до тех пор, пока они соответствуют его интересам. А сегодня в его интересах сохранение стабильной политической системы, потому что не решены два главных вопроса — открытие земельного рынка, продажа сельхозземель и приватизация. И что бы ни творилось сегодня в Украине, ее власть простят пока не она не выполнит взятые на себя обязательства», — подметил политолог.

Он прогнозирует, что вопрос по ЦИК решится ближе к ноябрю этого года, когда ставки Запада на президентских выборах уже будут сделаны. Тогда будут сформированы команды кандидатов на пост главы государства, которые между собой решат этот технический, как считает Бортник, вопрос.

Зачем же нужны все эти игры в наперсток президенту Порошенко?

Очевидно, для одного — он готовится к организации массовых фальсификаций на предстоящих президентских выборах. И новый «ручной» и «слепой» ЦИК должен их прикрывать. Это понимают парламентарии, которые не хотят подпасть под колпак «порошенковского» ЦИК и потому в Раде уже провалили этот закон.

Теперь ждем продолжения сериала.

 

Источник: ukraina.ru

Оставить ответ

*