Иран-Израиль: первая морская война началась

М.Р. На фото: иранские морские командо высаживаются на танкер Wila, Оманский залив, август 2020.
Фото: U.S. Navy via AP

В субботу 27 февраля группа представителей министерства обороны Израиля вылетела в Дубай, чтобы расследовать предполагаемое нападение Ирана на израильское судно, произошедшее 25 февраля в Оманском заливе.

Высокопоставленные представители министерства обороны заявили, что за нападением, по их словам – преднамеренным, стоит Иран. Согласно оценкам на данный момент, бойцы «Корпуса стражей исламской революции» (КСИР) выпустили одну или две ракеты по кораблю, когда он проходил возле Ормузского пролива, заранее зная, что корабль – израильский.

Корабль Helios Ray плавал под флагом Багамских островов, но принадлежит израильской компании, зарегистрированной на острове Мэн. Несмотря на то, что судно получило повреждение, никто из 28 членов экипажа не пострадал, как и машинное отделение. Компания сообщила, что после нападения судно направилось в Дубай для ремонта.

В системе обороны в течение некоторого времени опасались, что Иран откроет против Израиля новый фронт на море. В последние годы представители министерства обороны предупреждали, что это может поставить под угрозу свободное судоходство в Персидском заливе и тем самым нанести серьезный ущерб экономике Израиля, отчасти за счет сокращения импорта.

Баб эль-Мандебский пролив, отделяющий Азию от Африки, Ормузский пролив, отделяющий Персидский залив от Оманского залива, и Суэцкий канал – три самых важных морских пути в мире. Через них проходит около 20 процентов мировой торговли нефтью, и они также служат транзитным маршрутом из Азии и Африки в Средиземное море и Европу.

Для Израиля любая угроза движению его судов по этим водным путям является стратегической угрозой, поскольку 90 процентов импорта и экспорта Израиля идет по морю. В частности, 12 процентов импорта идет через Баб эль-Мандебский пролив; его годовая стоимость превышает 15 млрд долларов.

Если Иран будет совершать нападения на израильские суда в Персидском заливе, судоходные компании могут начать отказываться обслуживать Израиль либо из-за страха подвергнуться нападению, либо из-за того, что страховые тарифы для судов и их грузов, прибывающих в Израиль, резко возрастут. Более того, судоходные компании, которые продолжат ходить по Персидскому заливу, затребуют за свои услуги гораздо более высокие цены, что, в свою очередь, повысит цены на товары для израильских потребителей. В совокупности все это может нанести Израилю огромный экономический ущерб.

ВМС Израиля в течение последних двух лет готовились к атакам как на свои боевые корабли, так и на израильские торговые суда. По мнению высокопоставленных чинов ВМФ, наибольшая угроза исходит не от судов иранских ВМС, а от высокоточных ракет и крылатых ракет наземного базирования.

Высокопоставленные представители военно-морского флота также заявили, что Иран разработал впечатляющие возможности наземного базирования, которые позволяют ему угрожать судам на значительном удалении от своего побережья. Представители разведки добавили, что «Хизбалла» в Ливане имеет аналогичные возможности, как и хуситы в Йемене, где находится Баб эль-Мандебский пролив. Источники в системе безопасности говорят, что Иран рассматривает хуситов как силу, которая может атаковать израильские корабли по указанию КСИР.

У Ирана есть два флота: один принадлежит его регулярным вооруженным силам, другой – КСИР. Последний насчитывает около 20 тысяч военнослужащих, включая спецназ военно-морских десантников, состоящий из 5 000 морских пехотинцев, в чью задачу входит нападение на порты, газовые платформы, нефтяные объекты и прочее. Этот флот может запускать торпеды как с суши, так и с моря, и способен блокировать водные пути. В его распоряжении также быстроходные катера, мины и ракеты.

Регулярный военно-морской флот Ирана, напротив, не имеет вооружений, необходимых для проведения операций в Персидском заливе. Соответственно, все морские атаки, приписываемые Ирану, предположительно осуществляют военно-морские силы КСИР.

Израиль пока не убежден, что нападение на судно 25 февраля было ответом на операции, которые Тегеран приписывает Израилю, такие как недавние ликвидации высокопоставленных иранских деятелей или нападения на иранские объекты в Ираке и Сирии, в ходе которых погибли иранские офицеры. Другой вариант – таков ответ Ирана союзникам США за экономические санкции, которые Америка на него наложила; в таком случае атаки на море могут усилиться.

У министерства обороны вызывают беспокойство поездки в район Персидского залива высокопоставленных израильских чиновников и израильских делегаций, а в некоторых случаях израильтянам рекомендуют избегать крупных мероприятий и мест массового скопления. Буквально на прошлой неделе поездка высокопоставленных должностных лиц министерства обороны и руководителей оборонной промышленности на оборонную выставку в ОАЭ была отменена из-за опасений иранских планов теракта против высокопоставленных лиц.

Автор: Янив Кубович, «ХаАрец»

Источник: detaly.co.il

Оставить ответ

*