Девальвация подкосила оптимизм промышленников
Индекс промышленного оптимизма, который рассчитывает Институт Гайдара, в третьем квартале опустился до минимальной отметки за шесть месяцев. Российская промышленность, по ее же оценкам, «столкнулась с самым существенным для последнего времени снижением спроса», констатируют эксперты института. Сейчас объемами продаж удовлетворены не более 60% предприятий.
Начиная с апреля и введения новых американских санкций против России прогнозы по спросу находятся на уровне худших значений с середины 2016 года. Это «устойчивый пессимизм», которого не было несколько лет, констатирует завлабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло. Слабый спрос в августе заставил предприятия снизить отпускные цены, но в сентябре под давлением девальвации они выросли.
Снижение промышленного оптимизма происходит в условиях девальвации. Для того, чтобы наращивать инвестиции, большинству промышленных компаний России необходим сильный рубль, выяснили в Институте Гайдара. Почти две трети (63%) промышленных предприятий нуждаются в укреплении рубля для снижения издержек, а половине (54%) рост курса национальной валюты поможет привлечь инвестиции, показал опрос 650 российских предприятий.
Сильнее всего девальвация ударила по легкой, пищевой промышленности и машиностроению, которые ориентированы на внутренний рынок, сообщает РБК. По оценкам Института Гайдара, больше всего в укреплении рубля для роста инвестиций нуждается как раз пищевая промышленность — 81% опрошенных компаний из этого сектора хотят роста нацвалюты. Высокий спрос на крепкий рубль продемонстрировали легкая (67% компаний) и лесная промышленность (61%).
Слабый рубль, в свою очередь, выгоден нефтяным, газодобывающим компаниям и металлургам, которые экспортируют значимую долю продукции, получая часть выручки в валюте.
При этом начинать новый инвестиционный цикл компании не готовы не только из-за ослабления рубля, но и из-за удовлетворительных инвестиционных результатов третьего квартала, отмечается в докладе Института Гайдара. В целом результатами минувших трех месяцев (они учитывают не только инвестиции, но и, например, объем продаж) промышленники остались разочарованы, итоги этого периода они оценили хуже, чем за аналогичный период 2017 года.
Источник: www.finanz.ru