За пенсионную реформу агитировать уже нет смысла. Насиловать надо молча

Отставной главный идеолог Единой России Алексей Чадаев, как и все во властных коридорах, прекрасно понимает, что правящая группировка загнала себя пенсионной реформой в крайне тяжелую ситуацию – и спешит на помощь.

Это очень интересно – взглянуть на реформу глазами «адвоката дьявола». Потому что читать, как ее клеймят и критикуют противники власти, уже поднадоело: эта критика довольно однообразна. Но вот как выглядит защита со стороны безусловно неглупого человека, «мозга партии»:

 — «Дизайн нашей внутренней политики спроектирован профессиональными рекламщиками, причем телевизионными. Доминирование правящей группы в их логике обеспечивается посредством непрерывной трансляции в эфир бесконечного рекламного ролика – последние 18 лет под зонтичным брендом «Путин». Вчерне это проявилось еще на выборах Ельцина в 1996 году, а с 1999-го вошло в систему.

Как устроено мышление рекламщика? У него есть понятные ему категории: массовость охвата, вирусность ролика, социологическое распределение реакций на транслируемый месседж. При этом типы реакций – исключительно простые: «переключил на другой канал», «запомнил и повторяет слоган», «швырнул в экран банку из-под пива», «пошел в магазин и купил товар», «проголосовал на выборах».

Сейчас очень бросается в глаза, как этот инструментарий пытаются имплементировать в пенсионную тему. Подают позитив – рост благосостояния пенсионеров, занятость для пожилых, исправление перекосов в архитектуре системы; тщательно избегают негатива. Довлеет установка: «Ни в коем случае не трогать первое лицо, он тут ни при чем». Ищут и назначают штатных крайних – правительство («там всегда сидели либералы и людоеды»), Госдуму («ну, с депутатами все понятно»), «канализируют негатив».

Но все это гиблое дело.

Пенсионная реформа – не товар, который нужно продать как бутылку колы. Это тяжелое политическое решение, связанное с массовым изъятием ресурсов у значительной части населения. И это решение должно быть именно объяснено в режиме ответственной политической коммуникации.

Объяснено – это значит:

— проанализированы предыдущие 15 пенсионных реформ и причины их провала;

— обрисована во всех подробностях сложившаяся проблемная ситуация;

— предъявлен веер альтернатив и вариантов решения…» и т.д.»

Чадаев очень тонко и точно подмечает неявную особенность данной реформы – то, что ее в принципе нет смысла рекламировать, как нет смысла убеждать ребенка есть кашу, которую он терпеть не может. Количество навязчивых повторений тут может пойти только во вред – ребенок кашу возненавидит стократ сильней. Но в Кремле этого, судя по всему, не понимают.

Однако Чадаев ошибается, полагая, что если реформу начать объяснять, а не навязывать – от этого будет какой-то другой эффект. Не будет – потому что все равно российскому «покупателю» не предоставляют главного – выбора.

Тут упущен один, правда, ключевой момент: все это надо было объяснять и продвигать до выборов, до момента выбора, а не после. Давайте станем на миг фантастами и предположим, что в Кремле признают: «Мы – дураки, послушаем наконец Чадаева и сделаем, как он говорит!» Но все равно никакие, даже самые четкие и грамотные объяснения не помогут, потому что они в любом случае будут восприниматься населением как элемент манипуляции.

Людям в предложении Чадаева все равно не предоставляется даже иллюзорной возможности выбора, возможности отказа. «Послушайте мои доводы – а потом будет как я сказал». Посыл-то именно таков. А если так – даже лучшие «объясняльщики» добьются только нарастания раздражения.

Поэтому в нынешней ситуации властям надо или резко сдавать назад, превращая все в «шутку» и получая множество издержек. Или уж делать морду кирпичом и просто идти до конца, по возможности вообще ничего не объясняя и не «рекламируя». Тут чем больше слов – тем больше раздражения у людей. Насиловать надо по возможности молча – ни шептать нежные слова, ни объяснять «необходимость процесса» в процессе не стоит.

Автор: Алексей Рощин

Источник: publizist.ru

Оставить ответ

*