Верность по-севастопольски. Полжизни ради ржавой подлодки

© РИА Новости Крым/Андрей КиреевПодводная лаборатория Бентос 300 в Севастопольской бухте в районе Инкермана

Долгие годы уникальная подводная лаборатория «Бентос 300» ржавела в акватории Инкермана. Все это время бывшие члены экипажа субмарины неоднократно пытались восстановить аппарат хотя бы в качестве музейного экспоната, но ограниченные финансовые возможности ставили крест на всех попытках спасти легенду советской гидронавтики. Неудачи расстраивали, но подводники руки не опускали.

В конце октября прошлого года бывший старпом «Бентоса», а ныне один из собственников ржавого «монстра» Юрий Брага решил испытать судьбу еще раз и принять участие в конкурсе на получение президентского гранта. В этот раз морякам повезло. На восстановление подводного аппарата было выделено почти 9 млн рублей. Энтузиасты решили не ограничиваться реконструкцией только «Бентоса». О далеко идущих планах гидронавтов узнал корреспондент РИА Новости Крым.

Три в одном

Подводная лаборатория «Бентос 300» (бентос — глубина в переводе с греческого языка) была построена в конце 1975 года. В 1976 году она прибыла в Севастополь и вошла в состав городского экспериментально-конструкторского бюро по подводным исследованиям. Позже оно было переименовано в Севастопольскую базу специального экспериментального флота и подводных аппаратов «Гидронавт», подчинявшуюся министерству рыбного хозяйства СССР.

«Бентос» в длину превышал 30 метров, в ширину — чуть более 6 метров, высота — 12 метров, вес (в воздухе) — 610 тонн.
Основное предназначение подводной лаборатории — изучение морской флоры и фауны. Аппарат впервые в мире провел многолетние наблюдения за филлофорным полем Зернова (водорослями, которые используются в медицине и косметике). Осмотрел множество крупных мидийных поселений. Конечно, много исследований было посвящено морским обитателям.

«Мы проводили изучение последствия траления рыбы. Благодаря нашим исследованиям этот способ ее добычи, который наносит колоссальный вред придонной флоре и фауне, был остановлен», — отметил Древетняк.

Помимо этого, «Бентос» привлекался к обследованию шельфов, трубопроводов. «Именно он обнаружил газогидраты на дне Черного моря — кристаллические соединения, образующиеся из метана и воды при определенном давлении и низкой температуре», — сказал Брага.
Пользовались услугами гражданских гидронавтов и военные — привлекали подлодку для поиска и подъема ракет, торпед.

Губительное мелководье

До развала Советского Союза было изготовлено всего лишь два «Бентоса», и оба базировались в Севастополе. Переход из социализма в капитализм больно сказался на всех сферах жизни развалившейся страны, и база «Гидронавт» не стала исключением. Структуру банкротили, ее суда за долги забирали порты иностранных государств.

После этого подводную лабораторию перевезут в Балаклаву, где установят на суше в качестве музейного экспоната. «Ленточку мы должны перерезать 29 ноября этого года», — отмечает старпом.

Однако на реконструкции «Бентоса» команда останавливаться не собирается. В планах создать полноценный музей гидронавтики у выхода из Балаклавской бухты — на участке возле восстановленных вилл XIX века.

«Именно в этом месте зародилась российская гидронавтика. Там возникла экспедиция подводных работ особого назначения, был организован военный водолазный техникум с учебным полигоном. Кроме того, в том месте в горе располагается штольня площадью 1,7 тыс кв м, которую раньше использовали военные. Это идеальное место для размещения современного интерактивного музея», — подчеркивает Брага.

«Бентос» будет не единственным аппаратом, установленным перед входом. В планах поставить там обитаемые подводные аппараты «Север», «Омар», «Тетис», а также два военных автономных рабочих снаряда, один из которых — АС-10 — тоже ржавеет в акватории Севастополя.

Фотография «Бентос 300» из книги о гидронавтах

Фотография «Бентос 300» из книги о гидронавтах

Для организации этого музея энтузиасты регистрируют автономную некоммерческую организацию культуры «Музей гидронавтики», учредителями которой выступят Российское географическое общество, всероссийское научно-техническое общество судостроителей имени академика Крылова (Санкт-Петербург), благотворительный фонд Федора Конюхова, клуб «Эпрон», «Донводспецмонтаж» (Ростов), институт кино (Москва), другие структуры и частные лица.

«Создание АНО позволит нам участвовать в других грантах, получать субсидии и создать новый музей в Балаклаве, который станет еще одним центром притяжения туристов», — убежден Брага.

Источник: ria.ru

Оставить ответ

*