Сначала космос, потом автомобили – как Илон Маск по-тихому меняет образование

Самая эксклюзивная школа Лос-Анджелеса находится на кампусе SpaceX, и не включает в программу спорт, музыку и языки.

Где-то в углу головного офиса SpaceX в Хоторне, Калифорния, трудится небольшая секретная группа под названием Ad Astra. Это не обычные ученые в области ракетостроения. По указанию Илона Маска, они берутся за амбициозные проекты вроде огнеметов, роботов, ядерной политики и победы над злым ИИ.

При этом члены группы Ad Astra находят время сыграть в вышибалы в обеденный перерыв, потому что средний возраст в этой группе – 10 лет.

Ad Astra состоит из учеников, а не сотрудников. Последние 4 года в этой экспериментальной, некоммерческой школе обучаются сыновья Маска, дети сотрудников SpaceX, и несколько выдающихся детей из Лос-Анджелеса. Все началось в 2014 году, когда Маск забрал своих пятерых детей из одной из самых престижных школ для одаренных детей в Лос-Анджелесе. Взяв на работу одного из их учителей, он основал Ad Astra, чтобы, согласно документам налогового управления США, «выйти за рамки традиционных школьных показателей по всем необходимым предметам за счет уникального опыта обучения, основанного на проектной работе».

«Я попросту не считал, что обычные школы делали то, что мне казалось необходимым» — сказал он на Китайском телевидении в 2015 году. «И я подумал, что мы можем с этим сделать? Может будет лучше создать школу?»

В атмосфере, большей похожей на венчурный инкубатор, чем на традиционную школу, нынешние ученики Ad Astra берут на себя сложные технические проекты, торгуют, используя свою собственную валюту, и могут отказаться от изучения предметов, которые им не по душе. Дети от 7 до 14 лет работают вместе в командах, получают лишь немного формальных характеристик, и совсем никаких оценок.

Директор Ad Astra надеется, что школа произведет революцию в образовании, так же, как Tesla изменила индустрию автомобилей, а SpaceX – индустрию ракетных запусков. Но сыновья Маска приближаются к выпуску из школы, и будущее Ad Astra неизвестно. Останется ли у Маска желание заниматься школой, когда его дети уйдут? И даже если так, может ли школа, в которой учатся менее 40 учеников, стать чем-то больше, чем хайтек яслями для привилегированных детей?

Как устроена школа

Ad Astra ведет себя тише, чем большинство стартапов в режиме стелс. Её сайт – просто логотип и e-mail адрес, и школа не пытается «продавать» себя родителям. Сам Маск почти ничего не рассказывает об Ad Astra, и SpaceX и Ad Astra отказались отвечать на вопросы. На данный момент все, что посторонние знают об Ad Astra, получено из вебинара, прошедшего в 2017 году, в котором директор школы дал интервью, и последних документах, поданных в налоговое управление США, которые упоминались ранее.

Несмотря на таинственность, спрос среди семей Лос-Анджелеса просто огромен, говорит Кристина Саймон, автор Beyond the Brochure — путеводителя по частным начальным школам города. «Есть люди, которые могут себе позволить любую частную школу в ЛА, но хотят именно эту» — говорит она. «Все вертится вокруг Илона Маска, и того, кем он является».

В последнем цикле приема в 2017 году участвовали 400 семей, на дюжину свободных мест.

В Декабре на Лос-Анджелесских родительских форумах и группах в Facebook начали появляться онлайн-заявки, предположительно в Ad Astra. В заявке необходимо было заполнить данные об оценках детей, результатах их тестов, и личные данные семей, но при этом не значились никакие контактные данные.

«Я общалась с несколькими родителями, которые собирались рискнуть и подать заявку, даже несмотря на то, чтобы невозможно было подтвердить, что это заявка от Ad Astra,» — говорит Саймон. «Настолько высок уровень интереса к школе. Я не могу представить, чтобы подобное происходило с какой-нибудь другой школой, ни общеобразовательной, ни частной.»

Школа загадочна даже для SpaceX. Примерно половина учеников Ad Astra – дети сотрудников SpaceX, и о школе рассказывают во время найма, говорит Саймон. «Я слышала от нескольких семей в SpaceX, что они пробовали, но не смогли получить никакой информации о школе, даже если на собеседовании им говорили, что такая возможность есть.» говорит она.

Те счастливчики, у которых получилось подать заявку, пройти тест, и поступить, попадают в школу, которая не похожа ни на одну другую. Начиная с того, что расположение Ad Astra в стенах работающей компании достаточно нетрадиционно. «Мы начинали с 8 детей в очень маленьком конференц-зале с прозрачными стенами,» рассказал директор школы Джошуа Дан, в разговоре с предпринимателем Питером Диамандисом в прошлом году. «Инженеры постоянно приходили и смотрели».

Джошуа Дан (слева)

В том первом году дети Маска составляли почти 2/3 всех учеников. «Нас было очень мало,» вспоминает Дан. «Особенно когда пять учеников из одной семьи уезжают отдыхать, и остается трое детей.»

Для родителей не так уж необычны попытки создать свою собственную школу, рассказывает Нэнси Хертцог, профессор педагогической психологии в Университете Вашингтона, и эксперт в образовании для одаренных. «Развитие таких школ завязано на финансировании. Вопрос в том, ограничивают ли такие школы поступление разных детей? Могут ли они обучать детей с ограниченными возможностями?»

В 2016 году в Los Angeles Times была опубликована неприметная заметка о недискриминационной политике Ad Astra, в которой говорилось, что школа не дискриминирует по цвету кожи, и расовому, национальному, или этническому признакам, но в документе ничего не говорилось об ограниченных возможностях.

Хотя Ad Astra и получила отдельные кабинеты и химическую лабораторию в SpaceX, она все еще напоминает стартап – с белыми досками, ноутбуками Mac для каждого ученика, и фудтраками для послешкольных занятий. За это, как и за все остальное в школе, включая плату за обучение, платит Илон Маск. Согласно налоговому управлению США, он дал Ad Astra $475 000 в 2014 и в 2015 годах, и скорее всего больше в последние годы, так как школа выросла до 31 ученика.

«Илон очень щедр,» говорит Дан. «Это позволяет нам принимать любого подходящего ребенка. У нас не безграничные ресурсы, но больше, чем у традиционных школ.»

Учебный план

Обратная сторона такой щедрости в том, что Ad Astra отражает несколько своеобразные взгляды Маска. Акценты в школе расставлены на науке, математике, проектированию и этике. В ней совсем нет уроков физкультуры или музыки, как и языков, потому что Маск считает, что скоро у нас всех будет доступ к немедленному, автоматическому переводу в режиме реального времени – говорит Дан.

Внимание также направлено на искусственный интеллект, которого Маск боится больше, чем ядерного оружия. Один из модулей в учебном плане Ad Astra называется Geneva, в нем команды исследуют и дискутируют о ряде этических и геополитических вопросов. «Мы используем симуляции, которые включают в себя ИИ, с которым детям придется иметь дело в будущем,» говорит Дан. «Мы обсуждаем как регулировать разные команды, разрабатывающие ИИ, государства и корпорации. Дети очень заинтересованы в таких вещах.»

Другой модуль, который называется A-Frame, включает в себя изготовление всего, от метеозондов, до сражающихся роботов и взрывов — говорит Дан. Для конкурса роботов дети спрашивали, могут ли они дать им огнемет или использовать ЭМ-пушку в своих разработках. «Ответ всегда ‘да’», — смеется Дан. «Ну, пока ты не уничтожишь школу». В начале этого года Маск начал продажи огнемета через the Boring Company.

Следуя мантре Кремниевой Долины – креативному разрушению – Ad Astra каждый год заново переписывает свой учебный план, и около половины предметов выбирают сами ученики. Нынешние проекты включают в себя экологическую политику, освоение космоса и Северную Корею. Еженедельное задание пол названием Folio подразумевает глубокие исследования на определенную тематику. На этой неделе это может быть круизная индустрия, на следующей – джентрификация.

«Программа необходима для того, чтобы добраться до сути, а это значит принимать правильные решения, даже когда это сложно,» — говорит Дан. «Да, один из членов северокорейской команды довел мир до ядерного холокоста, но это по-настоящему значимый для ребенка момент».

«Преимущество Ad Astra в том, насколько, по-видимому, обучение приближено к жизни», — говорит Нэнси Хертцог. «Учебная программа, основанная на запросах, позволяет ученикам заниматься тем, что им интересно, представлять идеи в контексте, и приобретать базовые навыки для решения проблем. Такой непосредственный контакт с нашим будущим очень увлекателен для детей».

Более традиционные занятия включают творческое письмо, физику, химию, математику и, конечно же, информатику. Дан говорит, что ученики работают на ноутбуках 60-70% учебного дня. Они учатся программировать на Scheme, Swift и Scratch, и самостоятельно проходят онлайн курсы на Codecademy, edX или Khan Academy.

Дан прикинул, что в любое время в Ad Astra работает до 20 различных сайтов учеников. Некоторые из них полагаются на собственную электронную экономику школы, в которой используется единица валюты под названием Astra. «Благодаря навыкам, которые они получают, мы даем им возможность зарабатывать деньги или произвести впечатление на друзей», — говорит Дан. «Один из детей готовит свои собственные изысканные печенья, которые можно заказать онлайн. Другой ребенок создает сайты для своих одноклассников. Дети постоянно обмениваются Astra».

У учеников также были творческие занятия, на которых они рисовали портреты своих любимых ученых с художниками из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA), наслаждались многомесячным стрит-арт проектом с передвижной студией граффити, и посетили компанию, которая строит «микро-парки развлечений.»

«Традиционная система очень пассивна,» — говорит Дан. «Я спрашиваю родителей, какой процент их времени в начальной школе был проведен с пользой. Большинство отвечают в среднем 35%. Это же ужасно, мы попросту тратим время детей… День здесь забит. Времени бездельничать нет.»

Чувство, что Ad Astra создана для того, чтобы выпустить следующее поколение технологических предпринимателей типа A, подкрепляется модулем Symposium, в котором студенты представляют и защищают проект перед сотнями взрослых. «Идея в том, что ученики практически выступают на TED… перед аудиторией, которая даст им настоящую обратную связь, и эту обратную связь будет тяжело слушать», — говорит Дан.

В 2016 году ученики выступили с презентациями перед сотрудниками UCLA, а затем в Университете Южной Калифорнии в 2017 году. «Получение оценки 5 или 4 — это не настоящая обратная связь», — говорит Дан. «Это совершенно бесполезно. Важно то, что вы заслужили благодаря своей работе, что вы умеете, и какие у вас есть навыки.»

Будущее

В сентябре старшие ученики Ad Astra, в том числе два 14-летних сына Маска, столкнутся с тем, что им придется идти в традиционную старшую школу. «Эти дети из Ad Astra, которые интенсивно изучали творческое решение задач, и привыкли, что у них в школе есть голос, вернутся обратно в традиционную систему… где каждая минута распланирована за тебя», — говорит Дан. «Думаю, они в будущем могут поднять бунт».

То, как ученики Ad Astra справятся с укоренившимися и стандартизированными учебными программами или тестами, покажет насколько эффективен нестандартный подход школы. Однако, возможно, никто никогда не узнает об этом. Возможно Маск решит, что Ad Astra настолько эффективна, что было бы безумием отправлять своих детей куда-то еще. В 2015 году в школе дети учились до шестого класса. В следующем году до седьмого, а в прошлом году до восьмого класса — в соответствии с возрастом старших сыновей Маска. «Он может просто добавлять новые классы, пока не наступит время отправлять их в университет», — смеется Кристина Саймон.

Директор Джошуа Дан в конечном счете представляет вертикально-интегрированную школу, включающую концепции Маска, начиная с детского сада, заканчивая выпуском из старшей школы. Но это требует поддержания интереса Маска к образованию после того, как его собственные дети покинут школу. И по мере того, как растет его бизнес-империя, Маск все больше занят. Согласно отчетам из налогового управления США, в 2015-м году Маск проводил всего один час в неделю в Ad Astra, а это было до того, как он основал свой стартап Neuralink, работающий над интерфейсами мозг-машина, Boring Company, и потенциальный сайт, выставляющий рейтинг СМИ – Pravduh.

Некоторые эксперты надеются, что он продолжит дело. «Я бы хотела, чтобы в государственных школах были ресурсы для использования некоторых идей Маска, особенно отказа от идиотского стандартизированного тестирования и фиксированной программы, чтобы позволить ученикам делать то, что им интересно», — говорит Дайэн Равитч, исследователь в области образования в Нью-Йоркском университете. «Маск должен использовать часть своего богатства и влияния, чтобы освободить государственные школы от тестирований. В противном случае эта школа — лишь игрушка богача».

Так или иначе, в обозримом будущем место в школе Ad Astra останется более эксклюзивным, чем Tesla Model 3. По данным налогового управления, «из-за соотношения учителей к ученикам, количество учеников Ad Astra, вероятно, никогда не превысит 50.»

Для разочарованных родителей Дан обещает, что Ad Astra сделает свою учебную программу доступной для каждой семьи, которая подала заявку на прием. Таким образом, независимо от того, расширится ли, или продолжится ли существование Ad Astra после детей Маска, подход школы, по крайней мере, можно будет изучить и, возможно, повторить.

«Наша интеллектуальная собственность будет иметь влияние только если будет широко распространена», — говорит Дан. «Дети хотят любить школу. Они хотят принимать сложные решения. Они хотят иметь возможность изучать то, что им интересно. В конечном счете, они хотят находиться в такой среде, где для каждого ребенка есть что-то свое.

Источник: elonmusk.su

Оставить ответ

*