Никита Белых выступил в суде с последним словом

Бывший руководитель Кировской области Никита Белых, который является обвиняемым по делу о получении взяток на общую сумму 600 тысяч евро, в пятницу произнес свое последнее слово в Пресненском районном суде Москвы. Текстовую трансляцию заседания вела «Медиазона»</a>. Напомним, государственный обвинитель Марина Дятлова ранее на этой неделе потребовала отправить Белых в колонию строгого режима на 10 лет.

Свою речь Белых начал примерно в 14:00, после того как ему сделали укол в связи с подскочившим давлением. «Уважаемый суд, уважаемые присутствующие. Это уже 33-е заседание, 582 дня 13 968 часов 838 с лишним минут я нахожусь в тюрьме. Каждую из этих минут я думаю, как это произошло и почему гособвинению выгодно руководствоваться презумпцией виновности. Все, кто хотел что-то понять, давно уже поняли. Я думаю, признания вины никто всерьез не ждет. Однако после прений было бы неправильно не остановиться на некоторых моментах, которые прозвучали от прокурора. Я не испытываю иллюзий об обвинении, но полагал, что будет видимость законности и обоснованности обвинений», — цитирует экс-чиновника корреспондент «Медиазоны».

Белых решил сперва подробно остановиться на конкретной дате — 5 марта 2014 года. Как отметил бывший губернатор, в этот день, по версии правоохранителей, «произошло некое формулирование требования взятки с упоминанием акций, крупных купюр и иных деталей вымогательства».

«Проблема в том, что этой встречи просто не было. Просто не было никаких контактов с этим человеком в этот день. Не было темы для встречи, поскольку все решения уже были приняты ранее и обсуждать с Зудхаймером (представитель немецкого производителя смазочных материалов Sudheimer Car Technik Vertriebs Юрий Зудхаймер. — Прим. NEWSru.com) было абсолютно нечего, не было времени для встречи 5 марта — это день между командировками, когда я ночью прилетел в Киров, а вечером улетел», — сказал Белых.

По его словам, весь день был расписан поминутно. Зудхаймер в этот день не заходил в правительство, в чем можно убедиться, изучив базу посетителей. В рабочих графиках встречи с Зудхаймером у него также не было. «Мы с вами видели даже 15-минутные встречи, все фиксируется в рабочем графике, даже 15-минутные встречи с Зудхаймером ранее. Телефонные соединения, которые мы проверили, которыми пользовались я и Зудхаймер, указывают, что мы даже не созванивались в этот день», — подчеркнул подсудимый.

Белых напомнил, что прокуроры в прениях ссылались на то, что Зудхаймер в этот день прилетал в Киров. «Возможно. Прилет человека в областной центр с населением полмиллиона человек вряд ли может свидетельствовать о встрече с главой региона. Если я прилетаю в Москву, это не означает, что я обязательно встречаюсь с президентом или главой правительства РФ», — заявил он.

По этому поводу бывший губернатор вспомнил старый советский анекдот: «Человека в деревне арестовывают за самогоноварение. Когда он говорит, что не варил самогон, ему говорят, что самогонный аппарат есть и этого достаточно. Он отвечает: «Пусть тогда арестовывают за изнасилование». Его спрашивают: «Вы кого-то изнасиловали?» «Нет, но аппарат имеется».

«По поводу проверки показаний Зудхаймера — фраза обвинения, что «такое невозможно выдумать», не выдерживает никакой критики», — добавил Белых. В этот момент, как пишут журналисты, бывший губернатор оторвался от листа с текстом и пристально посмотрел на прокуроров.

Белых отметил, что Зудхаймер у него неоднократно бывал и показания предпринимателя о том, что якобы происходило в его кабинете в здании областного правительства, придумать не так сложно. «Я понимаю, если бы Зудхаймер указал, что я его встречал в красном фраке с виолончелью, и при обыске их бы нашли — такое выдумать было бы сложно. Описать же встречу в кабинете, где человек был неоднократно, не является невозможным», — указал подсудимый.

Он добавил: «Вся ситуация по этому эпизоду мне напоминает диалог Остапа Бендера с поэтом Изнуренковым из «12 стульев». Вы зачем казенного поэта обидели? — А он пришел обиженный. — Вы встречались с Зудхаймером? — Нет. — А он в Киров прилетал».

Кроме того, Белых указал суду на то, что следствие и обвинение не видит никаких противоречий в показаниях Зудхаймера, хотя тот сам как-то заявил, что «Белых сидеть в тюрьме все же не должен и вообще это добрый и некриминальный человек». «Эти показания человека, который обвиняет меня в тяжком преступлении, считаются последовательными и не противоречащими друг другу», — заметил экс-губернатор.

Отдельно подсудимый решил остановиться на показаниях свидетелей, «а точнее на отношении гособвинения к показаниям, озвученным на прениях». «Прокуроры сказали, что к показаниям в суде Ахмадуллина, Мамедова, Лебедева, Галицких и других надо критически относиться. Я напомню, что это все свидетели обвинения, некоторых из которых я лично не знаю. Следствие и обвинение само запросило этих свидетелей, они должны были подтверждать обвинение. Эти свидетели давали на суде соответствующие подписки об ответственности за дачу ложных показаний и предоставление заведомо ложных сведений», — подчеркнул Белых.

«Возможно, обвинение считает, что страх перед следствием должен быть выше, чем страх перед судом, считая таким образом, что следствие — более важный этап, уровень и элемент процесса, чем судебное заседание», — добавил бывший губернатор.

Белых также заявил, что смешные и некорректные, по мнению обвинения, показания этих свидетелей стали следствием самих формулировок вопросов, которые исходили из презумпции виновности. «Классический пример, когда на допросе представителя департамента экономического развития следствие задает вопрос «Действовал ли губернатор в интересах предприятий?», тот в суде подтверждает и говорит, что да, в интересах области — потому что на следствии его не спрашивали, действовал ли губернатор в интересах области», — пояснил он.

«Вся ситуация со свидетелями выглядит очень показательной. Следствием было заявлено, а обвинением утверждено 150 человек в качестве свидетелей обвинения. Но после того, как свидетели стали давать показания, которые, видимо, не устраивали версию обвинения, допросили менее 15 процентов, 21 человека из списка, тут обвинение неожиданно прекратило допрашивать свидетелей. Почему? Ответ, мне кажется, очень простой — они не подтверждают ту версию обвинения, на которой настаивает прокуратура. В этом вся проблема», — добавил Белых.

Затем экс-губернатор решил сказать несколько слов о приоритетных инвестиционных проектах. Он заверил, что никакого особого отношения к предприятиям у властей региона не было, что подтверждали показания свидетелей защиты: «Ситуация была одна у всех, и в части отбора участников, и при согласовании, и в части нарушений. Так в чем, собственно, заключались преференции, в чем было особое отношение?»

«Мы, ваша честь, видели, как исследовали материалы, что часть документов из дела просто выкинута. Некоторые протоколы совещаний по другим компаниям просто отсутствуют — просто опущены страницы. Очевидно, в тех материалах была информация об одинаковом подходе к реализации проектов всеми предприятиями. Еще про свидетелей, которые здесь допрашивались. Обвинение либо не допрашивает, либо крайне критически относится к их показаниям», — отметил подсудимый.

Кроме того, по его словам, попытка представить несоответствие его расходов и доходов ничем не подтверждается, в том числе рапортами ФСБ. «Где эти взятки, что на них было приобретено?» — задался вопросом Белых.

В завершение своей речи бывший губернатор напомнил, что отработал на службе семь с половиной лет и ему за свою работу абсолютно не стыдно. «Естественно, были ошибки, но не ошибается только тот, кто ничего не делает. А я делал! Работал по 12-14 часов в сутки, более 200 дней неиспользованного отпуска. Все, что я делал, было направлено не на достижение каких-то личных корыстных целей — для зарабатывания денег точно нет смысла идти работать губернатором Кировской области», — заметил он.

Белых подчеркнул, что его целью было показать, что власть может быть другой, нежели такой, как ее воспринимает значительная часть населения. Что власть может быть открытой, демократической, направленной на решение вопросов. «Конечно, не все проблемы могут быть решены, существует огромное количество ограничений, но, как и главный герой романа Кена Кизи, «я хотя бы попробовал это сделать», — сказал подсудимый.

Он подчеркнул, что развитие государства возможно только при взаимном уважении и совместной работе гражданских институтов, предпринимательского сообщества и власти. «Наверное, кому-то это не нравилось. Кому-то интересно поддерживать миф о том, что все чиновники мздоимцы и думают только о том, как нажиться за счет других. Это такой же миф, как миф про то, как суды получают решения сверху», — заявил Белых.

«Меня очень сильно лично задело, что в прениях прокуратура заявила, что мои действия дискредитируют государственную власть. Марина Георгиевна и Светлана Сергеевна, как умные дамы — а я действительно считаю их умными дамами, — не могут не понимать, что это их действия дискредитируют государственную власть. Но, как они сами сказали, работа у них такая».

«Я не сторонник теории заговоров, я просто надеюсь, хочу надеяться, что суд разберется в этом хаосе. Сейчас у меня одно желание и одна мечта — быть рядом с людьми, которых я люблю и которые любят меня: быть рядом с женой, заниматься сыновьями. Благодарю вас, ваша честь, что вы шли навстречу мне с моими болячками. Я прошу извинить тех, кто ждал сегодня политических заявлений, — я не хочу этого делать. Прошу вынести справедливое решение по моему делу и полностью меня оправдать», — заключил экс-губернатор.

Судья, в свою очередь, объявил, что приговор будет вынесен 1 февраля.

 

Напомним, Белых был задержан 24 июня 2016 года в московском ресторане при получении взятки. По данным СК РФ, он лично и через посредника получил в общей сложности 400 тысяч евро.

На следующий день Белых был арестован решением Басманного суда. Ему инкриминировали ч. 6 ст. 290 («Получение взятки в особо крупном размере») УК РФ. Второе дело о взятке в 200 тысяч евро было возбуждено в отношении Белых 9 марта 2017 года, к 22 марта оба дела объединили. Сам бывший глава Кировской области свою вину не признал.

Бывший губернатор на протяжении всего этого времени испытывал серьезные проблемы со здоровьем. В октябре Белых клали в больницу «Матросской Тишины», а в конце декабря ему вызвали скорую помощь прямо в Пресненский суд. Примечательно, что затем его отправили в СИЗО, несмотря на диагностированную угрозу инсульта. «Фельдшер сделал укол, дал таблетки и поехал», — рассказала тогда жена Белых Екатерина.

В середине января Никиту Белых окончательно перевели из следственного изолятора «Лефортово» в больницу СИЗО «Матросская Тишина».

 

 

Источник: www.newsru.com

Оставить ответ

*