«Наши средства — глазок и звонок». Как охраняются учебные заведения

Перейти в фотобанкСотрудник службы безопасности в средней общеобразовательной школе. Архивное фото

На прошлой неделе в России произошло сразу два ЧП в школах, и это всколыхнуло всю страну. В Перми от поножовщины, организованной двумя подростками, пострадали 15 человек, в том числе учительница и ученики младших классов. В Улан-Удэ учащийся девятого класса напал с топором на школьников и педагога, устроил поджог — ранены семь человек.

Зачастую о мерах безопасности в общеобразовательных учреждениях знают лишь в теории: вместо коренастых охранников на посту сидят хрупкие пенсионерки, а металлоискателя нет и в помине. Как работает и сколько стоит система охраны в школах, кто должен за это платить и может ли простой охранник предотвратить нападение, разбиралось РИА Новости.

Никаких кнопок, только вахтерша

В обоих случаях школьная система безопасности дала слабину. Так, в учебном заведении Перми не работала камера видеонаблюдения. Один из подростков прошел через турникет, приложив свой магнитный пропуск, у другого пропуска не было, поэтому охрана просто записала его данные в журнал. Школа в Бурятии не охранялась и не была оборудована кнопкой вызова полиции. Функции охранника выполняла одна вахтерша. Пенсионерка видела школьника регулярно и никак не могла предположить, что за пазухой у него в тот день были припрятаны топорик и коктейль Молотова.

Сегодня охрана школ — целиком и полностью забота самого учебного заведения либо муниципальных и региональных органов управления. Персональную ответственность за общую организацию безопасности несет директор.

Из обязательных мер: забор по периметру школы, освещение территории, тревожная кнопка, система видеонаблюдения, пожарная сигнализация, журнал учета посетителей.

Общие требования закреплены постановлением правительства России № 1235. Что касается конкретного количества охранников, то школа и администрация муниципалитета вправе сами давать методические рекомендации по этому вопросу.

Комплексная проблема

Охранять школы могут сторожа, работники ЧОП или сотрудники вневедомственной охраны. Частная компания должна обязательно получить в МВД лицензию на свою деятельность, а специалисты — пройти обучение и иметь удостоверение охранника. Каждая школа привлекает их на платной договорной основе.

Российские школы, как правило, ограничиваются охранниками. Руководитель направления интеллектуальных городских систем КРОК Олег Майданский считает, что в большинстве общеобразовательных учреждений в стране уровень безопасности примерно одинаков: один-два вахтера на входе, и больше ничего.

По его словам, работу также осложняет частая ротация кадров: «Как только один охранник успевает запомнить подозрительных личностей или агрессивных школьников, его заменяют другим. Выходит, что охранник практически бесполезен. Да, он может не пустить в школу взрослых. Но если речь идет о более сложных ситуациях, то охранник вряд ли на них не отреагирует», — считает Майданский.

Он обращает внимание на то, что сегодня можно использовать технические средства, например рамки металлодетектора. Однако эти системы нередко выключены, сетует эксперт.

Конечно, есть исключения. К примеру, в Москве и Казани некоторые школы используют турникеты с функцией распознавания лиц. «Такой подход действительно работает. Но в 90% школ подобных технологий нет», — подчеркивает Майданский.

«Если брать Москву, то здесь действуют очень жесткие требования по отбору как самих охранных предприятий, так и сотрудников, направляемых в школы. Туда попадают только проверенные специалисты с лицензией и опытом работы. Прежде чем заступить на дежурство, они все проходят дополнительное обучение, — пояснил РИА Новости генеральный директор работающего со столичными школами частного охранного предприятия «Сармат» Дмитрий Устинов. — Доступ в государственные учебные заведения осуществляется по специальной карте, а в некоторые частные школы можно попасть лишь по отпечаткам пальцев. Это, конечно, дорого, но ведь речь идет о безопасности детей. К тому же после событий прошлой недели на входе стали устанавливать металлические рамки».

На сегодняшний день, как утверждает Борисов, в том же Новосибирске мало осталось школ, привлекающих крупные охранные предприятия города. «Не так давно во многих учебных заведениях работал попечительский совет родителей, который собирал дополнительные деньги на охрану, — говорит он. — Потом эти платежи взяла на себя мэрия. А деньги, собранные советом, приравняли к поборам. Директора теперь просто боятся их брать. Возможно, есть смысл вернуть такую практику».

В регионах, где денег на безопасность в школах не хватает, обходятся своими силами и внутренним персоналом, которому, кстати, ничего не доплачивают за охрану. «В дневное время сидит вахтер — техничка, согласившаяся взять на себя эти обязанности. На уроках закрываем школы, на переменах — открываем. Никаких металлодетекторов, все наши подручные средства — глазок и звонок», — признается Олег Коковихин, руководитель Северо-Западного управления министерства образования Самарской области.

В различных московских компаниях, предоставляющих услуги охраны школ, стоимость круглосуточного поста варьирует от 50 до 70 тысяч рублей в месяц. Фирма может предоставить учебному заведению и вооруженных охранников, ценник дневного режима охраны — порядка 100 тысяч рублей в месяц, круглосуточного — от 120 тысяч. 

«Откуда у сельской школы, где денег нет на капитальный ремонт, средства на обеспечение безопасности? Максимум, что они могут сделать, — посадить на входе бабушку, которая будет проверять наличие сменной обуви», — разводит руками Сафонов.

Единственным адекватным решением проблемы эксперты называют перераспределение налоговых доходов между федеральным бюджетом и бюджетами муниципальными: только тогда там смогут выделять деньги на обеспечение безопасности в школах.

Сейчас ситуация следующая: основные доходы идут в федеральный бюджет, а основные обязательства по исполнению закона в части образования, здравоохранения, культуры лежат на плечах либо муниципалитета, либо субъекта. 

«Эта неправильная формула, когда требование есть, а денег, чтобы реализовать его на местном уровне, нет», — констатирует Сафонов.

Другое дело, что вопрос перераспределения налоговых поступлений — история долгоиграющая. Поэтому Минфин должен оценить масштаб проблемы и выделить Министерству образования дополнительные средства, чтобы довести их до дошкольных и школьных учреждений — на создание современных систем безопасности.

Источник: ria.ru

Оставить ответ

*