Наигрался и пошел убивать. Интернет-зависимость против неокрепших умов
Перейти в фотобанкИгровая приставка
Час пик, вагон метро. Молодые и не очень люди смотрят в свои смартфоны не отрывая взгляда. Их совершенно не волнует происходящее вокруг: они полностью во власти интернета. У такого привычного для мегаполиса явления даже появилось свое название — «планшетные зомби».
Официально зависимость от гаджетов пока не признана психическим расстройством по медицинским критериям. За исключением болезненной тяги к видеоиграм: она войдет в международную классификацию болезней в 2018 году. Как на людей, особенно подростков, влияет интернет-зависимость и что с этим делать — в материале РИА Новости.
Проникновение интернета
Впервые о «цифровой» зависимости заговорили в 1995 году: нью-йоркский психиатр Айвен Голдберг описал расстройство и провел аналогию с психоактивными веществами, которые деструктивно влияют на организм. Так, по его мнению, использование интернета вызывает болезненное стрессовое состояние.
В России о влиянии интернета на людей заговорили в 2000-е, когда в моду вошли интернет-кафе. А сегодня и вовсе уже не нужно никуда ходить: доступ к интернету в телефоне есть практически у всех. Чем активнее интернет занимал свое место в жизни людей, тем больше психологи стали указывать на негативные моменты его воздействия. Самое сильное влияние он оказывает на подростков. Люди старшего возраста менее подвержены онлайн-зависимости.
Доктор психологических наук, профессор, специалист в области клинической психологии и психоанализа Александр Тхостов преподает на кафедре нейро- и патопсихологии в МГУ. По его наблюдениям, социальные сети в первую очередь сказываются на качестве восприятия мира у студентов.
«Некоторые навыки начинают «тормозить». Ребята намного меньше читают, чем их сверстники из прошлых поколений. Соответственно, словарный запас сокращается. Эти студенты делают существенно больше ошибок, хуже воспринимают информацию, в особенности длинные тексты», — поясняет Тхостов.
Психолог Тхостов считает, что зависимость от игр и соцсетей, в принципе, может сказываться на реальной жизни школьника, но не так линейно. По его мнению, негативные события, связанные со смертью и убийствами, ярче, чем что-либо позитивное, а поэтому — интереснее. Так было всегда: детективы, криминальные фильмы, те же игры в «казаки-разбойники» — тот же негатив», — аргументирует Тхостов.
«Другое дело, что сейчас негатив становится слишком доступным, упрощенным. Раньше информация доставлялась медленнее, а сегодня все можно найти в неограниченном количестве. Чужая смерть стала обыденностью. Дети в силу своего возраста не понимают, что такое смерть, видят ее по-своему, без ужаса. А из-за интернетизации и вовсе не относятся к ней серьезно», — уточняет он.
Ранимая душа
Причина ухода молодежи с головой в соцсети, объясняет психолог, кроется в простоте виртуального мира по сравнению с реальным: «Зашел на страницу, не понравилось — свернул диалог или добавил в черный список. Подростки между собой в итоге не общаются, раньше же им приходилось вместе учиться на ошибках и в конфликтных ситуациях принимать коллективное решение».
Таким образом, уверен Тхостов, современное поколение становится более ранимым и уязвимым — у них нет настоящих навыков борьбы.
В истории человечества, по словам психолога, уже был похожий период — во времена «Гутенберговой книжной революции». Тогда своим открытием создатель технологии книгопечатания Иоганн Гутенберг сделал книги и знания доступными для широких слоев населения Европы. Его изобретение оказалось одним из главных символов наступившего Нового времени.
«Сейчас ситуация развивается иначе: абсолютная доступность информации по одному клику может сказаться на обеднении человечества и упрощении картины мира. Пока непонятно, нужно ли с этим бороться: с одной стороны, все, что ни делается, к лучшему — таков прогресс», — говорит профессор.
Впрочем, наряду с этим, по мнению некоторых экспертов, деградирует человеческий разум. Работает своего рода социальный «закон сохранения интеллекта»: чем больше нарабатывается в обществе искусственного интеллекта, тем меньше суммарно остается естественного.
Откажись, пока не поздно
Зависимость от интернета, не сомневается Тхостов, может появиться у людей в любом возрасте — и у ребенка, которому мать дает планшет с мультиками, и у взрослого человека, работающего, к примеру, в офисе. В последние несколько лет в социуме появились группы людей, намеренно отказывающихся от благ прогресса: они не только не пользуются соцсетями, но и сводят к минимуму телефонное общение.
Один из медиааскетов Тимофей Попов завел во «ВКонтакте» сообщество Digital detox, где рассказывает про различные способы борьбы с интернет-зависимостью. Он сделал группу, чтобы «вышибать клин клином».
«Медиааскетизм — не значит бросить все, удалить свои аккаунты в соцсетях, не читать больше электронную почту и полностью завязать с интернетом. Нет. У многих работа, творчество или учеба так или иначе касаются современных медиа. Поэтому медиааскетизм — всего лишь ограничение себя, умение пользоваться медиа лишь в по-настоящему важных делах. Если вы отдыхаете, читая ленту новостей в интернете, не посвящайте этому все свое свободное время, сделайте выбор в пользу «аналогового» отдыха и почувствуете большую разницу», — высказывает он свою позицию.
Тимофей пользуется соцсетями только два дня в неделю — в понедельник и четверг. Он уверен, что полное отключение от Сети невозможно ни сейчас, ни тем более в будущем. Однако, считает он, чтобы уберечься от зависимости, каждый должен сам контролировать себя.
Программисты и маркетологи уже использовали медиааскетизм в своих коммерческих целях. Они разработали специальные приложения, которые искусственно ограничивают время пользования соцсетями. На тот случай, если человек не может самостоятельно взять себя в руки.
Источник: ria.ru