Медаль «За кровь и храбрость» и 5 млн рублей компенсации

Тему недавнего разгрома российских наемников в Сирии в понедельник реанимировал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Он назвал данные о гибели россиян в провинции Дейр-эз-Зор «попыткой спекуляции на войне». «Русская служба Би-би-си» тем временем опубликовала новую историю погибшего бойца частной военной компании (ЧВК), из которой становится ясно, как награждаются российские добровольцы и что происходит после их гибели в Сирии.

Журналисты отмечают, что гибель россиян в Сирии 7 февраля — не первая трагедия подобного рода. Только в сентябре 2017 года там погибло как минимум 54 бойца ЧВК из России. Об этом стало известно благодаря истории одного из погибших — Евгения Аликова из поселка Североонежск Архангельской области и изучения пакета документов, который был привезен его матери после смерти сына. 

Известно, что Евгений несколько раз ездил в Луганск и воевал на стороне самопровозглашенной ЛНР. На сайте «Миротворец» сказано, что в ЛНР он состоял в бригаде «Призрак» убитого в 2015 году Алексея Мозгового. После Украины Евгений проходил военную подготовку в учебном центре в Ростове-на-Дону, в середине лета 2017 года его перебросили в Сирию. 

В середине сентября 2017 года с пенсионеркой Ниной Атюшевой в Североонежске связался человек из Ростова-на-Дону. Он представился Андреем и сообщил, что ей надо приехать и забрать тело ее сына Евгения Аликова, погибшего в Сирии. Женщина сказала, что не может этого сделать, тогда звонивший пообещал доставить груз самостоятельно. Цинковый гроб был доставлен в Североонежск 20 сентября на автомобиле. Приехавший мужчина оставил пенсионерке также 5 млн рублей наличными в качестве страховой выплаты за гибель сына, и дополнительно — пакет различных документов.

Оказалось, что в Сирии молодому человеку выдали жетон с личным номером М-3601. Он похож на жетоны Минобороны РФ, только номера бойцов ЧВК в Сирии сокращены до четырех цифр. Повоевать Евгению в Сирии удалось немного. Во время боев рядом с населенным пунктом Тиас Аликов был ранен в живот и впоследствии скончался. 2 сентября его тело привезли в государственный госпиталь Аль Скельбия в городе Хама. В госпитале тело в присутствии двух свидетелей было осмотрено медиками, после чего были составлены три справки. Подпись под ними поставил главный врач госпиталя Исам Мухаммад Хоша.

К 6 сентября справки с арабского были переведены на русский, за что российское посольство заплатило 37 500 сирийских фунтов (около 5 тысяч рублей). Верность перевода заверил своей подписью 2-й секретарь посольства России в Сирии Заур Гусейнов. 7 сентября заведующий консульским отделом российского посольства Турпал Аутаев подписал свидетельство о смерти Евгения Аликова.

Вместе с телом и пакетом документов маме бойца ЧВК Нине Атюшевой привезли две медали ЧВК Вагнер: «За отвагу и мужество» и «За кровь и храбрость». На обеих медалях стоит дата 1 сентября 2017 года. Это, как отмечает «Би-би-си», может быть как ошибкой гравировщика, так и указанием на то, что погиб Аликов еще в конце августа, а к 2 сентября его тело смогли наконец забрать с поля боя и доставить в госпиталь Хамы.

 

27 октября 2017 года агентство «Рейтер» выпустило расследование о том, что за первые девять месяцев 2017 года в Сирии умер как минимум 131 российский наемник. В основу материала агентства легла справка о смерти российского бойца ЧВК Сергея Поддубного. Поддубный погиб 28 сентября в том же городе Тиас, где и Аликов. В справке о смерти, подписанной тем же секретарем посольства Зауром Гусейновым, в качестве причины гибели написано «обугливание тела».

На справке Поддубного стоит номер 131. «По принятой в российских учреждениях процедуре, которая описана в приказе министерства юстиции, как уточняет в своем расследовании агентство „Рейтер“, нумерация таких документов в каждом из регистрирующих смерти ведомств начинается с начала календарного года и ведется последовательно. Таким образом, номер каждой справки соответствует числу умерших на момент регистрируемой смерти в течение текущего года», — говорит издание.

Справка о смерти Евгения Аликова, погибшего в Тиасе 2 сентября, получила номер 77. Таким образом, делает вывод BBC, за сентябрь 2017 года в Сирии погибло как минимум 54 бойца ЧВК из России. Это больше, чем официальные цифры за все три с половиной года кампании: по данным министерства обороны, потери личного состава вооруженных сил России в ходе операции в Сирии составили 44 человека (последним официально признанным погибшим стал летчик Роман Филипов).

Сейчас Нина Атюшева пытается добиться определенного статуса для своего погибшего сына, чтобы его официально считали погибшим за родину. Обращения направлены в различные инстанции, в том числе в Совет по правам человека при президенте России. Но никто не может установить, как Евгений оказался в Сирии, кто ему выдавал жетон с личным номером и при каких обстоятельствах он погиб. Кроме того, правозащитники в принципе отмечают, что присвоить статус военнослужащего задним числом невозможно. Тем не менее фотографию Евгения в ряду других погибших в разных войнах уже повестили на стенде в музейной комнате в здании администрации Североонежска.

Напомним, последний случай массовой гибели россиян в Сирии произошел 7 февраля, когда несколько отрядов ЧВК попали под огонь авиации США. Точное число погибших неизвестно. По разным оценкам, в результате авиаудара погибло от 100 до 300 человек. Российское министерство иностранных дел официально признало возможную гибель только пяти россиян.

Данные об обстоятельствах последнего военного конфликта также разнятся. По одной из версий, сторонники Башара Асада, среди которых были бойцы ЧВК Вагнера, атаковали штаб «Сирийских демократических сил», где находились американские военные советники. По утверждению источника газеты «Коммерсантъ», причиной инцидента в провинции Дейр-эз-Зор стала попытка местных «крупных предпринимателей» захватить нефтяные и газовые месторождения, находящиеся под контролем союзников США. 

В Минобороны опровергли присутствие российских военнослужащих в районе атаки и добавили, что силы коалиции действовали в порядке самообороны. При этом Bloomberg со ссылкой на два источника сообщил, что получившие травмы российские наемники доставлены в госпитали Минобороны РФ в Москве и Санкт-Петербурге.

В связи с последними событиям в Сирии в Госдуме подняли вопрос о легализации частных военных компаний в России, соответствующий законопроект уже подготовлен. Официально создание и участие в частных военных компаниях в России сейчас подпадает под действие статьи УК РФ «Наемничество».

Источник: www.znak.com

Оставить ответ

*