Чучхе по русски

Все таки иногда приятно ощутить себя пророком. Нечаяно наткнулся на свою статью 20-летней давности, которою вот решил перепечатать без малейшей правки. Я знал! Я знал еще тогда!

Сижу ли я, пью чай, слушая радио, смотрю ли телевизор, меня все чаще и чаще обволакивают убаюкивающие слова о необходимости поддержки «отечественного производителя».

Это понятие мне знакомо и близко. Я сам вношу свою лепту в поддержку отечественных производителей, поскольку в свободное от журналистской деятельности время имею хобби — занимаюсь племенной работой с отечественными породами кошек. Два отечественных производителя, вернее, производительницы живут в моей квартире.

Но ведь по телевизору и по радио говорят совсем о других производителях — российских предприятиях. И вот это мне уже непонятно. Ведь в мире не осталось, наверное, уже ни одного производства, намертво привязанного к одной стране. Российский ноутбук, лежащий на соседнем столе, собран из компонентов, произведенных в Малайзии, Китае, Корее, Ирландии, Японии и США. А мой калькулятор, носящий гордое корейское имя, собран из микросхем, изготовленных в России.

И дело тут даже не только в том, что, к примеру, рабочая сила дешевле в Малайзии, а самые умные (и дешевые) программисты — в Индии. Просто сами современные технологии и методы производства настолько «широки», что не могут быть втиснуты в рамки отдельной страны.

Слова «американская компания» означают, как правило, ровно то, что имя этой компании зарегистрировано на территории США. Но при этом владельцы компании могут быть, к примеру, гражданами России, заводы компании будут расположены где-нибудь в Ирландии, Малайзии и Бразилии одновременно, финансы — в Азии, а основные потребители продукции — в Европе.

Так как же определить национальность производителя?

Место регистрации? Оно зачастую не имеет ровно никакого отношения к местам деятельности компании.

По гражданству владельцев? Они зачастую распылены по миру сильнее, чем сама фирма.

По месту расположения производства? Разве что! Когда фирма кормит граждан какой-либо страны, давая им работу, то у них, этих граждан, есть все основания считать эту фирму своей, национальной. Да, но в таком разе какие-нибудь заграничные «Форд» или «Дэу», построившие у нас заводик по сборке автомобилей, будут в тысячу раз более родными и национальными, чем на 100 процентов российские воркутинские шахты, которые не только не могут прокормить ни себя, ни своих работников, но еще и висят тяжким грузом на шее своей страны.

Меж тем, совершенно ясно, что те, кто говорит о поддержке отечественного производителя, имеют в виду именно воркутинские шахты, а отнюдь не заводик «Форда» или «Интела» в Росии.

Тогда в чем смысл? Кому будет хуже, если вместо «Жигулей» в России будет производиться «Форд»?

Рабочим? Вряд ли! «Форд» будет платить им и больше, и регулярнее.

Потребителям? Пусть бросит в меня камень тот, кто докажет, что «Форд» хуже и существенно дороже «Жигулей» (если не принимать во внимание таможенные пошлины).

Бюджету? Тоже нет, ибо процветающий «Форд» будет платить налоги и лучше, и регулярнее, чем полудохлый КамАЗ.

Тогда кто мне объяснит, в чем состоит здравый смысл поддержки «отечественного производителя», под которым подразумевают того, кто, пользуясь безнадежно устаревшими технологиями (ибо современные без международного разделения труда не работают), производит только из того сырья, что есть под рукой (зачастую — не совсем из того, что нужно) в рамках одной отдельно взятой страны, не очень качественный продукт (ибо, опять-таки, без современных технологий современное качество невозможно) и здесь же все сам и потребляет.

В учебниках все это называется «натуральное хозяйство». И в мире есть страна, которая реализовала такое хозяйство на практике — Северная Корея. Там это называется Чучхе и служит весьма эффективным способом управления страной: в любой момент можно перекрыть кислород любому недовольному элементу, ведь извне-то этот кислород не поступает.

А что, может действительно нам перейти на натуральное хозяйство? И вполне возможно тогда, что через десяток лет проблем и в самом деле не будет. Равно как не будет ни этой страны, ни, может быть, нас с вами. Не будет вообще ничего. Ибо, как справедливо заметил один из основоположников Чучхе, «великие идеи побеждают все!».

Автор: Андрей Шипилов

Источник: shipilov.com

Оставить ответ

*