США: «Альтаир» не взлетит. У русских нет технологий

Еще вчера новость о решении российского оборонного ведомства закрыть разработку тяжелого ударного беспилотника «Альтаир» была похожа на гром среди ясного неба. О тяжелых проблемах с деньгами у разработчика — ОКБ им. Симонова — «Альтаира», неожиданно рассказала газета «Ведомости» со ссылкой сразу на три источника — одного из Минобороны РФ и двух — в ВПК. Дескать, проект будет прекращен из-за дефицита финансов, «хотя беспилотник был поднят в воздух и начал летные испытания».

Между тем, не так давно, точнее, в прошедшем сентябре, космонавт-испытатель Сергей Жуков, соруководитель рабочей группы «Аэронет» и глава рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере действия дорожной карты «Аэронет», рассказал агентству РИА «Новости», что гражданский прототип БПЛА «Альтаир» планируется создать к 2019 году. А потом — готова будет и его военная версия.

«Нужно будет получить сертификат единичного образца, а потом уже сертификат типа на этот беспилотник, — уточнил Жуков перспективы первого тяжелого российского БПЛА. — Для этого предприятие разрабатывает сертификационный базис — ведь аналогов машине в России нет. В итоге мы рассчитываем получить летательный аппарат с продолжительностью полета до 48 часов, способный поднимать до 2−2,5 тонны полезной нагрузки».

Эти слова свидетельствовали, что кризис в опытно-конструкторском бюро им. Симонова, который разрабатывает (или — разрабатывал?) БПЛА «Альтаир», преодолен.

Напомним, в апреле 2018 года в Казани был задержан Александр Гомзин, главный инженер-конструктор этого ОКБ.

Гомзина, как известно, следствие подозревало в хищении 900 млн. рублей, выделенных в 2014 году ОКБ в виде субсидии. Ему было предъявлено обвинение сразу по нескольким статьям УК. Владислав Лачугин, на тот момент заместитель арестованного шефа, заявил, что обвинения являются «абсурдными», а вменяемая сумма — «невозможной для предприятия».

Об этой запутанной истории написано достаточно много, поэтому нет особой нужды повторяться. Скажем только, что более 290 работников ОКБ подписались под документом, что «целью этого давления (ареста Гомзина) является рейдерский захват предприятия».

Напомним также, что на разработку «Альтаира» с 2011 года было потрачено около трех миллиардов рублей.

21 мая Гомзина все-таки освободили под подписку о невыезде, после чего он вернулся к проекту. Скорей всего, решение было принято наверху, поскольку коллектив ОКБ им. Симонова пообещал поднять в небо «Альтаир», если восстановится кадровый статус-кво.

После выхода из СИЗО главного конструктора дело и впрямь сдвинулось с места, так как вскоре начались испытания беспилотника. Поэтому, когда «Ведомости» сообщили о закрытии программы «Альтаир», в сетях появилась версия, что разрабатываемый БПЛА не оправдал надежд во время тестов. А финансовые проблемы якобы стали прикрытием инженерного провала.

Косвенно версию непреодолимых технических проблем, с которыми могли столкнуться специалисты ОКБ им. Симонова, озвучил Центр новой американской безопасности. По сведению этой организации, только три страны — США, Израиль и Китай — обладают необходимыми технологическими компетенциями для создания дальних тяжелых БПЛА.

Дальние БПЛА имеют крайне неустойчивую связь с операторами, что предполагает создание принципиально других систем управления, чем для беспилотников коротких и средних дистанций. Так, в дорогостоящем «американце» MQ-9 (продается за $ 14,5 млн.) активно используются программы, поддерживающие искусственный интеллект. Их разработала компания Psibernetix, которая утверждает, что её ИИ позволяет беспилотникам США ориентироваться в пространстве не хуже пилотируемых самолетов, оказавшихся без связи с командным пунктом.

Иначе говоря, дроны должны уметь летать под управлением GPS & ГЛОНАСС и/или в автоматическом режиме, который не использует спутниковую навигацию, но опирается на 3D-карты. Кроме того, БПЛА, оказавшиеся в «слепых зонах», должны быть оснащены «умными» системами предотвращения столкновений. Это сложное оборудование за счет технического зрения позволяет обнаружить любое воздушное препятствие, в том числе ночью и в сложной горной местности, и найти оптимальный маршрут.

Любопытная информация. Иранцы в кооперации с китайцами, похоже, обогнали россиян в технологиях по созданию дальних ударных БПЛА. Так, в ответ на теракт на военном параде в Ахвазе 22 сентября, Корпус стражей исламской революции (КСИР) нанес удар по целям на востоке Сирии как раз семью беспилотными летательными аппаратами IRGC и шестью высокоточными управляемыми баллистическими ракетами, которые наводились БПЛА Saeqeh (не путать с одноименным истребителем иранских ВВС).

Есть сведения, что БПЛА Saeqeh достаточно уверенно вел себя в «слепой зоне» на подлете к Израилю, его не обнаружил ЗРК «Патриот», он был ликвидирован только вертолетом ЦАХАЛ.

Saeqeh в значительной степени базируется на американском стелс-беспилотнике RQ-170, который в декабре 2011 года был перехвачен тегеранскими военными специалистами РЭБ. Судя по всему, иранцы предпочли поделиться начинкой «американца» с китайцами, а не с нашими экспертами, что позволило ВПК КНР резко вырваться вперед в этой области.

С другой стороны, успех российской крылатой ракеты «Калибр» в Сирии показывает, что российские инженеры обладают всеми необходимыми компетенциями для беспилотного управления летательными аппаратами на дальних дистанциях.

И вот, как стало известно, закрытие программы БПЛА «Альтаир» оказалось обычным фейком. ТАСС со ссылкой на информатора в российском ВПК подтвердил, что этот тяжелый беспилотник будет выпускаться на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА), где сейчас производится русифицированная версия израильского БЛА Searcher под названием «Форпост» и собирается ряд пилотируемых летательных аппаратов.

Но значит ли это, что необходимые технологические решения для «Альтаира», найдены? А может, они и были, но все дело в подковерных играх?

 

Источник: newsdiscover.net

Оставить ответ

*