Созданы детекторы, определяющие невидимую угрозу с высокой точностью

МОСКВА, 7 мая — РИА Новости. Физики Уральского федерального университета разработали новые материалы, которые можно использовать в качестве детекторов ионизирующего излучения в широком диапазоне доз. Это позволит создать точные приборы для персональной дозиметрии и контроля производственных процессов. Результаты опубликованы в журнале Nuclear Instruments and Methods in Physics Research Section B: Beam Interactions with Materials and Atoms (статья 1, статья 2).Традиционно в качестве базового вещества для детекторов используются выращенные из расплава монокристаллы оксида алюминия Al2O3. Данное соединение обладает высокой чувствительностью и с высокой точностью регистрирует ионизирующее излучение в диапазоне низких доз — до 4-10 грей. Это смертельно опасные для человека дозы, поэтому монокристаллы оксида алюминия можно использовать для персональной дозиметрии и мониторинга окружающей среды.С развитием науки и технологий источники и дозы ионизирующего излучения становятся сильнее, появляется потребность в детекторах, способных регистрировать и контролировать дозы мощностью до 100 и даже 1000 грей — например, в области ядерной медицины, при стерилизации медицинских изделий, дезинфекции пищевых упаковок, сшивке полимеров. Недостаточная доза облучения не обеспечит необходимого эффекта, чрезмерная доза замедлит процесс: чем слабее пучок ионизирующих частиц, тем дольше накапливается доза.

Ученые из УрФУ создают новые материалы, способные справиться с этой задачей. В качестве основы они используют керамику на основе наноструктурного порошка оксида алюминия, обладающего высокой радиационной стойкостью, в который они добавляют примеси различных металлов, меняющие физические свойства исходного материала. Такой процесс физики называют допированием.
Источник