Дрон на 20 тонн: Российский «Охотник» посмешит американскую «Молнию»

Фото отечественного БПЛА С-70 «Охотник», опубликованные лишь совсем недавно, неслучайно вызвали небывалый ажиотаж. Шутка ли — боевой ударный дрон, выполненный по технологии стелс, обладает взлетной массой в 20 тонн и является самым тяжелым из разрабатываемых устройств данного типа. Изначально предполагалось, что первый его полет состоится в 2018 году, а в 2020 будет принят на вооружение.

В принципе, все прошло планово, с незначительным отставанием от графика — выкатки изделия разработки ОКБ имени Сухого, произведенного на Новосибирском заводе им. Чкалова, начались в конце ноября прошлого года и его действительно планируют в скором времени поставлять для нужд ВКС России.

Изначально бросилась в глаза сама форма беспилотника — внешне по своей конфигурации он напоминает американский бомбардировщик В-2 «Спирит» (Spirit), созданного по аэродинамической схеме «летающее крыло» с использованием технологий малозаметности. В принципе, на этом внешнее сходство заканчивается, у американца и масса несравненно больше (взлетный вес 171 тонна и боевая загрузка 27 тонн), и предназначение другое, все-таки бомбардировщик. Какова будущая миссия «Охотника» доподлинно неизвестно, как закрытыми являются и его тактико-технические характеристики, но БПЛА уже приписывают невероятные способности. Его уже поспешили назвать убийцей американских истребителей F-22 Raptor (Раптор) и F-35 Lightning II (Молния). Впрочем, даже если считать российский тяжелый БПЛА шестого поколения С-70 самым передовым и технически совершенным ударным дроном в мире, тягаться ему с истребителями в нынешнем виде просто смешно.

Даже если рассуждать по-дилетантски — любой беспилотник управляется с земли и даже будь у него сверхнавороченная начинка и электроника, воздушный бой «Охотнику» не по силам, тут без «человеческого фактора» не обойтись. Плюс, обратим внимание на саму конструкцию «летающего крыла», в которой отсутствует вертикальное хвостовое оперение, что значительно снижает маневренность. Тот же американский В-2, выполненный по аналогичной схеме, к фигурам высшего пилотажа абсолютно не приспособлен.

Как ни крути, представленный «Охотник» является именно классическим беспилотником, пусть и оснащенным бортовым радиоэлектронным оборудованием, в котором присутствуют различные системы: информационно-управляющая, автоматического управления, контроля и диагностики бортового оборудования, инерциально-спутниковой навигации, плюс аппаратура сопряжения с общеобъектовым оборудованием. Конструкция БПЛА предполагает оснащение по модульной схеме, что позволит менять полезную нагрузку в зависимости от типа боевого задания. Подобная начинка, плюс сверхзвуковая скорость (предполагается, что С-70 будет развивать 1000 км/ч) ставит его на первое место в подобном классе летательных аппаратов, но не более того.

Интриги добавила и фотография отечественного истребителя пятого поколения Су-57, на вертикальном стабилизаторе которого рядом с силуэтом самой «сушки» был нарисован и контур летательного аппарата схемы «летающее крыло». Предположение, что это знак воздушной победы над американским В-2 отпало как-то само собой — данных о сбитых Су-57 самолетах ни от российских ВКС, ни от ВВС США не поступало. (А ведь какой мог быть залихватский сюжет!) Вероятно, что подобная «реклама» лишь факт использования технологий стелс как на истребителе, так и на беспилотнике, что не отрицается и в самом ОКБ Сухого, который обе воздушные машины и разрабатывал. Но с большей вероятностью можно предположить, что «Охотник» планируется использовать в качестве будущей платформы для новой линейки истребителей шестого поколения, способных выполнять как функции «воздух-земля», так и «воздух-воздух»

С шестым поколением истребителей — пока еще из области домыслов и нереализованных амбиций. Тут и с самим Су-57 (известным еще по заводскому индексу Т-50) не до конца все понятно, по крайней мере, таких летающих самолетов у нас всего семь (три еще используются для наземных испытаний), а ВКС в большей степени довольствуется модернизированными до класса «четыре плюс» истребителями. Тем не менее, известно, что Т-50 используется в качестве летающей лаборатории по отработке ряда систем по теме БПЛА С-70, что и демонстрирует силуэт «Охотника» в его окраске. При этом, как кажется, достаточно трудно предположить гибрид «летающего крыла» и классической аэродинамической схемы истребителя. Вероятно, что в беспилотнике будут использованы какие-то разработки примененные в Су-57, в особенности качества «невидимки», вероятно, что и скрытое в фюзеляже вооружение будет аналогичным. Но как «летающее крыло» самолет-истребитель представить достаточно трудно, в том числе из-за низкой маневренности.

— Сама по себе схема «летающего крыла» в авиации до конца не раскрыта, — считает военный эксперт Борис Джерелиевский. — Американский В-2 стал самым дорогим самолетом за историю авиации в мире. Выпустив 21 «Спиритов», первый из которых совершил публичный полет в 1989 году, США уже в 1999 году отказались от их производства. Предназначенный для прорыва плотной противовоздушной обороны, главным козырем этого самолета считалось использование технологий малозаметности, достигаемых за счет радиопоглощающих материалов, экранирования реактивных струй двигателей и прочих «невидимок». Но, как оказалось, технологии стелс не уберегают от обнаружения, что подтвердилось в 1999 году в Югославии, когда из старенького ЗРК С-125 советского производства был сбит американский F-117. Юмористы сербы тогда выпустили значок с перечеркнутым силуэтом этого бомбардировщика с надписью: «Извините. Мы не знали, что он невидимый!»

Тем не менее, разработки стелс и использование аэродинамической схемы «летающего крыла» в конструкции самолетов продолжаются, в том числе и в России. Можно предположить, что и перспективный авиационный комплекс дальней авиации может что-то позаимствовать из этих технологий. Поэтому появление БПЛА «Охотник» представляется интересной разработкой для новых технологий, вероятно, что и в истребительной авиации. Единственный нюанс — отсутствие хвостового оперения, которое, как представляется, достаточно трудно компенсировать изменением вектора одних лишь реактивных двигателей. В любом случае — это интересная разработка именно в варианте с использованием подобной схемы именно в беспилотнике.

Заметим, что С-70 «Охотник» не единственная разработка отечественного авиапрома. Известно об испытаниях БПЛА «Альтиус» («Альтаир») казанского предприятия «ОКБ Симонова», который должен стать российским ответом на американские разработки разведывательных дронов RQ-4 Global Hawk. При боевой нагрузке до двух тонн он способен, как заявлено, лететь на 10 тысяч километров и подниматься на высоту до 12 километров и находиться в автономном полете до двух суток. Скромнее выглядят на этом фоне БПЛА «Орион», «Форпост» и ряд других.

Неудивительно, что Минобороны сейчас наиболее пристальное внимание уделяет именно «Охотнику» — характеристики впечатляющие. Даже если из него не получится истребитель, то как тяжелый ударный беспилотник он вполне устраивает армию. Плюс еще практически незаметный.

Источник: newsdiscover.net

Оставить ответ

*