Владимир Толстой ответил на вопрос о «черных списках» деятелей культуры
Причем, происходит это история уже не в первый раз. Список обновляется. В его свежем варианте нет имени Сокурова, к примеру, в числе нежелательных персон фигурируют исключительно люди театра – режиссер Анатолий Васильев, живущий в Париже, руководитель Малого драматического театра Санкт-Петербурга Лев Додин, художник и режиссер Дмитрий Крымов, находящийся под домашним арестом Кирилл Серебренников, худрук БДТ Андрей Могучий, еще год назад руководивший на форуме секцией театра. Сопровождают эти имена такие досье, что нарочно не придумаешь. Надо иметь богатое воображение, чтобы такое нагородить.
Так, Лев Додин способствует размыванию традиционных духовно-нравственных ценностей, пытается фальсифицировать российскую историю. Серебренников ослабляет единство многонационального народа РФ. Васильеву инкриминируются авангардные эксперименты, направленные на деконструкцию традиций отечественного театрального искусства. «Склонен к формам искусства, формирующим депрессивную модель мировосприятия» — это перл тоже про него. В спектаклях Васильева усматривают чуть ли не гомосексуальные мотивы. А в знаменитой постановке «Медея. Материал» разлядели такое, что нарочно не придумаешь. Вот такие удивительные «служебные записки» об одном из лучших режиссеров современности. Крымову припоминают какие-то могилки в спектаклях. Выглядит анекдотично. Между тем, опять это письмо за подписью первого замминистра культуры Аристархова. Что это — фейк или абсурд в квадрате? Люди театра призывают бойкотировать такой с позволения сказать, культурный форум, клеймят его участников. А те, кто приехал туда отвечают, что лучше выйти на его площадку и выступить, например, в защиту Серебренникова, нежели проигнорировать такую возможность, отсидеться в стороне.
Советник президент РФ по культуре Владимир Толстой неохотно отвечал на многочисленные вопросы о существовании «черных списков», советовал обратиться за разъяснениями в Министерство культуры. Он предпочитал говорить о поддержке культурных инициатив на местах, равном доступе к культурным ценностям в разных уголках страны. Тем не менее, Толстой ответил на вопросы «МК».
— Как вы думаете, почему каждый раз перед началом Культурного форума идет слив информации – то по приватизации киностудий, то по «черным спискам» нежелательных элементов? О чем это говорит?
— Это говорит о не вполне здоровой атмосфере в обществе в целом. Есть разные точки зрения, но всегда обидно, что страдает от этого, прежде всего, сама культура. Мне кажется, что нагнетание негативных тенденций — не на благо культуре. Это вызывает раздражение у общества в целом. Тут каждую ситуацию нужно оценивать отдельно. Я противник того, чтобы муссировать скандалы в нашей сфере. Мне очень за нее обидно.
— Связано ли это с тем, что культура в последнее время оказалась в эпицентре общественного внимания?
— Да, но только мне было бы приятней, если бы в эпицентре внимания были творческие споры о достоинствах живописи, кино, музейных выставок или театральных постановок, а не смакование скандальных, негативных форм. И здесь мой большой упрек средствам массовой информации. Я сам журналист по профессии. Я очень любил свою профессию. Мы писали очерки о прекрасных людях, замечательных творцах и самых простых людях. Сегодня ты доброжелательного материала о наших творцах не найдешь. Интересует только то, что кто-то что-то украл или попал в неловкую жизненную ситуацию. И это становится предметом живого внимания прессы. Мне стыдно за прессу и обидно за общество в этом смысле. Жить надо не дурной славой, а хорошими делами.
Интересно, что в день открытия Культурного форума в Петербурге стартовал фестиваль «Бок о бок», ориентированный на фильмы ЛГБТ-тематики. Словно в пику Минкульту и его инициативам, а также сомнительным досье наиболее важных деятелей культуры.
Источник: mk.ru