Вкусив борьбы с «Матильдой», бдительные граждане накинулись на документальное кино
Так было с фильмом «Война ради мира» украинского режиссера Евгения Титаренко, который пришлось снять на основной площадке фестиваля и перенести в Чешский центр. Но и там показ не состоялся из-за угрозы безопасности. Свою роль сыграл вице-спикер Госдумы Петр Толстой, обратившийся в Генпрокуратуру с призывом проверить фильм на соответствие российскому законодательству. Не видя картины, он заподозрил в ней публичные призывы к экстремизму и терроризму.
Поступило жесткое письмо от Александра Маслякова. Его не устраивал показ фильма о КВН, он требовал не использовать знакомую всем аббревиатуру. Возможно, его смущал показ ленты, где история КВН началась с истинных основателей Клуба веселых и находчивых Альберта Аксельрода, Сергея Муратова, Михаила Яковлева. Три буквы убрали, состоялся показ, на который пришли Аркадий Инин и Александр Филиппенко, украсивший премьеру своим удивительным выступлением прямо из зала. Прозвучали слова о том, что основатели программы хотели, чтобы телевидение стало чудом, а в итоге получили чудовище. Нынешние события это подтвердили.
Звонки с угрозами сопровождали так и не состоявшийся показ фильма «Мустафа» Эрнеса Сарыхалилова из Украины. Все решил, по словам Виталия Манского, некто с самого верха. Фильм рассказывает о лидере крымских татар 74-летнем Мустафе Джемилеве. 15 лет провел в советских лагерях как политзаключенный. Против него было возбуждено новое уголовное дело за три дня до окончания прежнего срока. Он объявил голодовку, которая была прекращена благодаря Андрею Сахарову. Выяснилось, что Наталья Поклонская завела дело на Мустафу Джемилева в свою бытность на посту прокурора Крыма. В адрес Манского поступили послания, авторы которых обвиняли его в стремлении показать «Рашку-говняшку».
Но фестиваль все же удалось довести до конца. Жюри под руководством заслуженного учителя России Сергея Казарновского выдало Гран-при картине «Любовь — это картошка» голландского режиссера Алены ван дер Хорст. Сама она в Москву не приехала. На сцену вышла ее героиня, до сих пор удивленная тем, что кого-то могли заинтересовать архивы ее покойной матери: «Когда я после смерти мамы сидела в холодном доме и перебирала вещи, мне казалось, что это будет интересно мне и моим близким родственникам. Но уже внукам будет неинтересно. Но пришла Алена, пять лет пропускала это через себя, и неожиданно фильм стал интересен более чем 17,5 тыс. голландцев». Алена вышла на связь по скайпу: «Самое главное, что это приз из страны, где я родилась и откуда моя мама. Да здравствует фестиваль, который ничего не боится. «После Сталина пришел Хрущев, — сказал мне вчера мой папа. — Все меняется». Победительнице предназначался компьютер. Купили его в Риге, специально подбирали с русской клавиатурой. А дальше развернулась совсем уж удивительная история. Виталий Манский, живущий с недавних пор в столице Латвии, решил с женой заехать на рынок за рыбой. После его посещения обнаружил, что компьютера в машине нет. Пришлось покупать второй. Теперь, по его словам, рыба в горло не лезет.
«Лучший документальный фильм» — «Пятерка» Михаила Горобчука, снятая не выходя из дома, из окна. В течение нескольких лет режиссер наблюдал за соседом и его старенькой машиной, и вот результат. Спецприз достался фильму «Обезьяна, страус и могила» Олега Мавроматти (Израиль—США—Болгария). Диплом жюри — очень смешной картине «Кино для Карлоса» Ренато Боррайо Серрано (Россия), ученику Марины Разбежкиной из Гватемалы. Он с невероятной любовью снял своих новых российских родственников — тещу и тестя, которые не могут примириться, что у них зять из Латинской Америки. Сама Марина Разбежкина стала лауреатом премии «Лавровая ветвь» «За вклад в кинолетопись». Лучший арт-фильм — «Полет пули» Беаты Бубенец.
Источник: mk.ru