Третьяковка захватила ЦДХ: галерея проведет реконструкцию здания на Крымском Валу
Здание на Крымском Валу — характерный образец архитектуры советского модернизма, сложившейся в эпоху оттепели. Его проектирование началось в 1956 году, строительство затянулось на несколько десятилетий, так что окончательный ввод в эксплуатацию пришелся на 1980-е годы.
Последнее обследование постройки показало, что оно нуждается в серьезной реконструкции, а не в капитальном ремонте. Требуется усилить несущие конструкции, заменить инженерное оборудование, которое устарело физически и морально. Современный подход к проектированию систем жизнеобеспечения здания снизит затраты на его эксплуатацию и позволит сэкономить полезные площади.
Для работы над концепцией реконструкции Третьяковка пригласила одного из величайших архитекторов современности и владельца бюро ОМА/АМО — Рема Колхаса, который очень корректно относится к архитектурному наследию эпохи модернизма. Еще в сентябре 2015 года этот выбор был одобрен членами жюри конкурса на разработку концепции развития галереи.
Слово самому Колхасу: «Наше предложение — это переосмысление Новой Третьяковки, направленное на улучшение инфраструктуры пространства и устранение в нем не функциональных элементов. Мы устраним границу между галереей и Домом художника, удалив ряд стен, дабы сделать важные архитектурные элементы более доступными и видимыми. Из-за грандиозного размера здания почти невозможно рассматривать его как один организм, но с помощью современного вмешательства, в частности эскалаторов, мы привнесем в музейный комплекс органичность и динамичность».
Работа над проектом ведется совместно с сотрудниками архитектурного бюро «Резерв» под руководством Семёна Ламдона и Владимира Плоткина. Российские участники команды отвечают за инженерный раздел концепции. Они внесены принципиальные предложения по технологии реставрации фасадных конструкций, произвели анализ изменения нагрузок на несущие конструкции здания в связи с планировочными решениями бюро Колхаса. Разработали новые схемы распределения инженерных систем.
Новая архитектурная концепция отвечает задачам современного музея — становиться ближе к аудитории и доступнее, предлагать разнообразные форматы мероприятий. Одно из главных концептуальных решений представленного проекта — «открытые стены». За время своего существования здание «обросло» перегородками, дополнительными конструкциями. Концепция предлагает избавиться от лишних стен и вернуться во многом к первоначальному замыслу советских архитекторов Николая Сукояна и Юрия Шевердяева.
Весь объем здания предлагается разделить на четыре секции, каждой из них придать определенные функции: блок хранения коллекции, образовательный блок (лекционные аудитории, творческие мастерские, открытая библиотека, кинозал), экспозиционный блок (выставки и постоянная экспозиция) и «фестивальный» блок. Все они задуманы как автономные пространства и могут функционировать в собственном режиме, независимо от времени работы других блоков.
Архитекторы предложили сделать несколько входов в здание: в экспозицию, в образовательный и «фестивальный» блоки, чтобы посетители имели возможность попадать в нужный сектор наиболее простым маршрутом. Это позволит эффективнее использовать внутренние площади музея. Благодаря продуманным навигационным схемам галерея сможет принимать большое количество посетителей в постоянной экспозиции и на временных выставках.
Фасад останется практически неизменным, но в нескольких местах он будет «раскрыт», чтобы можно было наблюдать за происходящим внутри здания.
Новая Третьяковка по-прежнему будет проводить мероприятия, за которые ее любят посетители: большие художественные выставки, готовые принять тысячи гостей, фестивали, показы архитектуры, дизайна и других видов искусства, часто выступающих в синтезе с живописью и скульптурой. В то же время в музее устроят открытый запасник, появится публичная библиотека, возникнут обзорная площадка на крыше и ресторан.
Получайте короткую вечернюю рассылку лучшего в «МК» — подпишитесь на наш Telegram.
Источник: mk.ru