«Тихая ненависть страшнее агрессии»: призер «Кинотавра» о кино и Кавказе

© Некоммерческий фонд поддержки кинематографа «Пример интонации (Фонд Александра Сокурова)» (2018)Кадр из фильма Глубокие реки

В прошлом году жюри и зрителей «Кинотавра» покорил фильм «Теснота» Кантемира Балагова, выпускника режиссерской мастерской Александра Сокурова в Нальчике. И вот новая звезда российского кино из Кабардино-Балкарии — Владимир Битоков, победитель «Кинотавра-2018». В интервью РИА Новости режиссер рассказал, какие стереотипы о Кавказе разрушает его дебютная лента и почему кабардинские зрители ее не примут.

У меня была задача показать регион таким, каким я его знаю. Я надеюсь, что разрушил стереотип, что у нас всегда брат за брата и сосед за соседа. К сожалению, абсолютное уважение к старшим и женщинам, послушание младших сейчас уходит в прошлое, этого все меньше и меньше. Мне кажется, это проблема, я считаю, что уважение к женщине и старшему брату — вещи, принципиально важные для семьи.

Я старался показать, как трагично, когда соседи враждуют друг с другом, а внутри семьи ничего хорошего не происходит. В итоге это приводит к катастрофе. В фильме она, конечно, доведена до абсолюта, в жизни может проявляться не так явно. Но тихая ненависть иногда страшнее, чем неприкрытая агрессия».

О кино на Кавказе

Культурный багаж региона, конечно, тоже влияет на поведение. Если в Москве очень разнообразная жизнь, у молодежи много разных увлечений, то у нас такой широты кругозора нет. Большинство так или иначе интересуется одним и тем же — в первую очередь спортом.

Северный Кавказ ассоциируется с чемпионами по единоборствам. У нас плохо развиты командные виды спорта, молодые ребята хотят заниматься борьбой. Это закладывает определенную модель поведения в обществе — человек привыкает бороться сам за себя, а культуры командной работы — никакой».

Об учебе и работе с Сокуровым

Так я себе представлял учебу до первого вступительного экзамена, когда сам Сокуров начал задавать мне общие вопросы по культуре, архитектуре, литературе, музыке, искусству. Я понял, что все серьезно и предстоит колоссальный труд в течение пяти лет, а потом и на всю оставшуюся жизнь. И очень быстро влюбился в режиссуру. Нашел то, чем хочу заниматься больше всего.

Сокуров выступил художественным руководителем моего фильма. Мы постоянно вели обсуждения на всех этапах производства, но оба понимали, что окончательное решение всегда за мной. Это дает дебютанту ощущение полета — желание и страсть в творчестве».

О главном уроке мастера
Перейти в фотобанкРежиссер Владимир Битоков и актер, режиссер Александр Горчилин получают приз конкурса «Кинотавр. Дебют» на церемонии закрытия 29-го российского фестиваля «Кинотавр» в Сочи

Режиссер Владимир Битоков и актер, режиссер Александр Горчилин получают приз конкурса «Кинотавр. Дебют» на церемонии закрытия 29-го российского фестиваля «Кинотавр» в Сочи

«Перед поступлением я посмотрел несколько фильмов Сокурова. Но во время учебы он практически не показывал свои картины — только фрагменты или рабочие материалы. Например, мы много смотрели фотографий и видеозаписей со съемок «Фауста», но не сам фильм. Он старался оградить нас от влияния своего кинематографа, чтобы мы не перенимали его приемы и видение. Не могу сказать, что я большой поклонник Сокурова-режиссера, но я огромный фанат Сокурова-человека. Его мудрость, знания и понимание жизни удивляют.

Самый важный его урок: никогда не заниматься эстетизацией насилия, не показывать его красиво. Это, на мой взгляд, большое преступление против человечности. Сегодня это происходит повсеместно, потому что секс и насилие продаются. В моем фильме есть сцена избиения, но мы старались сделать отвратительное зрелище, потому что в насилии нет ничего прекрасного».

Источник: ria.ru

Оставить ответ

*