На московском рынке начали продавать картины и проводить перформансы

Основательница проекта Ксения Подойницына — успешный галерист (её Галерея 21 процветает на Винзаводе) выходит за рамки выставочного пространства и оглашает результаты на… рынке. У продвинутых москвичей уже не возникает сомнений, о какой площадке идет речь. Конечно, Даниловский, который недавно превратили в модный фуд-кластер (под одной крышей здесь уживается ярмарка фермеров с оригинальными точками общепита).

Неожиданной (хотя и объяснимой, поскольку современному искусству в России давно пора начать вливаться в народ, чтобы избегать недопонимания) оказывается не только геолокация презентации, но и её программа. У главного входа рынка центральный прилавок встречает нас гигантскими арбузами, гранатами, хурмой, огурцами и тыквами – не просто свежими, а свеженаписанными на белоснежных холстах. Ассортимент солидный: несколько десятков картинок на любой размер.

Продавщица — она же автор «продукции» имеется: пышногрудая, в нарядном платье, накрахмаленном фартуке и пилотке, на каблуках, с макияжем и маникюром… Такого рынок еще не видел! Проходящие мимо старики изумляются, молодежь хихикает, цветочницы по соседству изумленно разглядывают диковинный прилавок. А его хозяйке, звезде отечественного перформативного искусства Елене Ковылиной хоть бы что. Она сидит, вальяжно перекладывает ногу с на ноги и увлеченно читает.

– Елена Евгеньевна, что вас так увлекло?

– «Энциклопедия садовода и огородника». Как я до этого без нее жила? Вот она мне всю правду о жизни открыла. Пора в России налаживать диалог между населением и искусством, создавая взаимодействие культур — аграрной и художественной, современной информационной и традиционной сельскохозяйственной. В общем, надо преодолеть изолированность российского населения от актуальных художественных процессов.

– Это и есть цель вашего перформанса?

– Вернее будет рассматривать проект «Морковь культурная» как попытку дать искусству самоутвердиться в обстановке «культурной изоляции». Я иду навстречу к зрителю, предлагая ему увидеть в знакомых повседневных образах объекты так называемой «высокой культуры». В названии проекта обыгрывается многозначность и разнопластовость самого термина «культура», поскольку не только на русском, но и на европейских языках он может относиться как к духовной, так и материальной сферам, то есть к художественному творчеству и сельскохозяйственной деятельности.

– Вы позиционируете проект как международный?

– В данном случае делаю акцент на России. В силу особенностей цивилизационного развития наше современное искусство как феномен постиндустриального мира произрастает с трудом. После многолетней активной жизни в культурных столицах мира – Москве, Берлине, Цюрихе, Париже и Лос Анджелесе, семь лет назад я переехала на постоянное место жительства в подмосковную деревню. По моим наблюдениям за эти годы, в прожиточный минимум и даже в зону комфорта подавляющего большинства населения не входят элементы культурной жизни и потребность в культуре как таковой. Только в «аграрном» значении этого термина: плодово-ягодные или зеленные. Культивированием именно этих растений на своих шести сотках в основном и занято большинство населения. Посадка семян или рассады, прополка, сбор, продажа урожая — вот неизменная смена экспозиции в «культурном» ландшафте России.

– Ну а ваши-то огурчики-помидорчики почём?

– Крохотные от — пяти тысяч, побольше до полусотни доходят.

– Рублей?

– Конечно, мы же на родине. Ценам не пугайтесь, это вечная история: она переживет не одно поколение, в отличие от съедобных овощей; еще в цене будет прибавлять с каждым днем. Потом на любом аукционе сможете продать. Рассчитываю все распродать до 27 мая. А сейчас извините, мне пора: клиенты подошли.

И нам пора — на объявление рейтинга, точнее рейтингов, так как одна подборка представляет признанных, а другая — молодых авторов (до 35 лет). Расклад среди признанных очевидный: Илья и Эмилия Кабаковы (с большим отрывом), Эрик Булатов, AES+F, Ольга Чернышева и Владимир Дубосарский, сменивший на этом месте Ирину Нахову благодаря активным и стабильным продажам. Среди молодых лидируют группа Recycle, Татьяна Ахметгалиева, Евгений Антуфьев, Тимофей Парщиков, Данила Ткаченко. Недалеко от них оторвались дерзкие и талантливые Илья Федотов-Федоров, Евгений Гранильщиков и Артем Филатов.

По какому принципу их отобрали? С 2016 года команда InArt при поддержке ведущих российских галеристов, коллекционеров, кураторов и самих художников составляла список авторов, которые относятся к российским современным художникам. В базу данных попало почти 1300 имен, при этом список постоянно дополняется. Далее из него выделили ныне живущих мастеров, коих более 800.

Для каждого художника завели анкету, которую заполнили на основе открытых источников (сайт художника, галереи, музея, публикации в прессе…).

По ФЗ «О персональных данных № 152 ФЗ» данные физического лица могут обрабатываться только с его согласия, поэтому все анкеты были отправлены самим художникам для проверки точности информации и для получения письменного согласия на обработку данных. Все анкеты доступны на сайте проекта.

Механизм отбора построен на методологии, включающей количественные и качественные показатели, которые влияют на значимость художника. Основные критерии, утвержденные экспертным советом проекта, включают профессиональное образование, участие в выставочных проектах, ярмарках и биеннале, объемы аукционных продаж, анализ стоимости работ. Всего 38 показателей. В экспертном совете проекта — известные деятели российского современного искусства: ведущие кураторы, галеристы, арт-менеджеры и представители аукционных домов.

– Рейтинг — самый быстрый способ понять, чьи работы купить, какой художник ценится, – резюмирует Ксения Подойницына. – Рейтинг — стандартный инструмент на любом развитом рынке, в любой индустрии. Инструмент оценки и выбора. Значимость рейтинга обусловлена серьёзной методологией, которая совершенствуется из года в год. Я рада, что в этом году мы выпускаем уже второй рейтинг. Рынок развивается.

Справка «МК». Елена Ковылина — одна из самых известных российских художников-перформансистов, ее часто называют «русской Мариной Абрамович».

Ковылина участвовала в крупнейшем международном арт-форуме — Венецианской биеннале, в европейской странствующей биеннале «Манифеста», Сиднейской биеннале, биеннале в Шардже, получила премию «Инновация» и Государственную премию Российской Академии Художеств «Против течения», обладательница множества международных грантов. Ее персональные выставки прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Берлине, Штуттгарте, Торонто, Женеве, Турине, Париже и во многих других городах.

Читайте наши новости первыми — добавьте «МК» в любимые источники.

Источник: mk.ru

Оставить ответ

*