Кот Матроскин, Обломов и мисс Эндрю: лучшие кинороли Олега Табакова

© Киностудия им. М. Горького (1973)Актер Олег Табаков в роли Шелленберга в фильме Семнадцать мгновений весны

Свою первую роль в кино Олег Табаков сыграл в 1953 году, еще студентом Школы-студии МХАТ, в фильме «Тугой узел» режиссера Михаила Швейцера. С этого момента на экраны постоянно выходили фильмы с его участием, иногда по несколько в год. РИА Новости вспоминает самые известные киноработы Олега Павловича Табакова.

«Шумный день» (1960)
Перейти в фотобанкКадр из художественного фильма «Шумный день»

Кадр из художественного фильма «Шумный день»

Главная роль в картине режиссеров Георгия Натансона и Анатолия Эфроса принесла молодому актеру Табакову невероятную популярность. Черно-белый фильм по комедии Виктора Розова рассказывает об одном дне в московской семье, большая часть действия происходит в небольшой квартире. «Зачем вы сняли фильм в захолустьях Москвы, когда есть красивые проспекты?!» — упрекала режиссера Натансона министр культуры Фурцева. После еще нескольких просмотров чиновниками и обсуждений картина все же вышла на экраны. Позже Натансон вспоминал, что фильм «за два месяца посмотрели 18 миллионов зрителей, и он в сотни раз оправдал вложенные в него средства. Олег Табаков стал любимцем молодежи».

«Семнадцать мгновений весны» (1973)
Перейти в фотобанкНародные артисты СССР Вячеслав Тихонов в роли Штирлица и Олег Табаков в роли Шелленберга в фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны»

Народные артисты СССР Вячеслав Тихонов в роли Штирлица и Олег Табаков в роли Шелленберга в фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны»

К моменту съемок в сериале Лиозновой за плечами Табакова было уже около двух десятков ролей в кино. Олег Павлович, создавший на экране образ интеллигентного и мягкого Шелленберга, внешне очень походил на реального прототипа своего героя. По воспоминаниям Юрия Визбора, ему даже написала племянница Шелленберга, поблагодарив его за работу.

«Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977)
© Мосфильм (1976)Кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино»

Кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино»

В 1970-е одна за другой выходят картины с участием Олега Павловича, и каждая роль — без преувеличения шедевр. Фильм по мотивам нескольких произведений Чехова Никита Михалков снимал неспешно, тщательно подбирая актеров. Табаков сыграл Павла Петровича Щербука. Съемки проходили в подмосковной усадьбе, где актеры жили все лето. Долгие беседы и прогулки плавно переходили в репетиции — только так, по задумке режиссера, можно было создать особую атмосферу в кадре.

«Трое из Простоквашино» (1978)
© Союзмультфильм (1978)Кадр из мультфильма «Трое из Простоквашино»

Кадр из мультфильма «Трое из Простоквашино»

Как ни странно, одна из самых узнаваемых ролей Олега Павловича — анимационный герой. Всенародно любимый мультфильм о приключениях Дяди Федора, кота и пса в деревне Простоквашино во многом обязан своим успехом неподражаемому голосу Табакова, который озвучил Матроскина.

«Красавец-мужчина»  (1978)
© ТО «Экран» (1978)Кадр из фильма «Красавец-мужчина»

Кадр из фильма «Красавец-мужчина»

Табаков был актером удивительно разносторонним — и за этим, казалось бы,  штампом кроется его уникальный талант. Он умел быть великолепным всегда: будь то серьезная драматическая роль или же нелепый комедийный образ.

«Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979)
© Мосфильм (1979)Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова»

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова»

Главная роль в замечательной экранизации романа Ивана Гончарова — одна из  лучших киноработ Олега Павловича. Добрый, искренний, но ленивый и апатичный Илья Ильич Обломов, которого не может изменить даже большая любовь, получился у Табакова ровно таким, как на страницах великой книги.

«Москва слезам не верит» (1979)
© Мосфильм (1979)Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

В культовой мелодраме Владимира Меньшова, которая принесла советскому кинематографу «Оскар», Табаков появился в небольшой, но запоминающейся роли. В его исполнении Володя, женатый любовник Катерины, в одночасье превращается из уверенного, обаятельного мужчины в трусливого подлеца.

«Полеты во сне и наяву» (1982)
© Студия Довженко (1982)Кадр из фильма «Полеты во сне и наяву»

Кадр из фильма «Полеты во сне и наяву»

Еще одну сильную роль второго плана Табаков сыграл в фильме Романа Балаяна о кризисе среднего возраста. Его персонаж — начальник главного героя, безответно влюбленный в коллегу в исполнении Людмилы Гурченко. Этот любовный треугольник — едва ли не более пронзительная сюжетная линия, чем история главного героя.

«Мэри Поппинс, до свидания» (1983)
© Гостелерадио/ Мосфильм (1983)Кадр из фильма «Мэри Поппинс, до свидания»

Кадр из фильма «Мэри Поппинс, до свидания»

Для таланта Табакова не было границ ни жанровых, ни даже гендерных. В телевизионном мюзикле Леонида Квинидзе «Мэри Поппинс, до свидания» Олег Павлович сыграл строгую мисс Эндрю. Говорят, чтобы вжиться в эту роль, актер пристально наблюдал за собственной тещей.

«Человек с бульвара Капуцинов» (1987)
© Мосфильм (1987)Кадр из фильма «Человек с бульвара Капуцинов»

Кадр из фильма «Человек с бульвара Капуцинов»

Табакову прекрасно удавались роли обаятельных негодяев. В комедийном вестерне Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» актер сыграл аморального и жадного хозяина салуна Гарри Маккью. Его герой разрывается между любовью к кино и желанием заработать. Алчность побеждает: бармен не гнушается самых постыдных приемов, чтобы выжать из города бескорыстного проповедника кино мистера Феста. Но даже такого неприятного персонажа Табаков наделил своей неотразимой харизмой.

Источник: ria.ru

Оставить ответ

*