Кокетка, умница, простушка: как создали героинь «Москвы слезам не верит»
© Киностудия «Мосфильм», 1979Кадр из фильма Москва слезам не верит(1979)
Костюмы героинь фильмов «Служебный роман» и «Москва слезам не верит», исторические платья из «Анны Павловой» — все это работы выдающейся художницы «Мосфильма» Жанны Мелконян. Она сотрудничала с Григорием Чухраем и Владимиром Меньшовым, Вадимом Абдрашитовым и Эльдаром Рязановым. В качестве художника по костюмам участвовала в создании более чем 20 картин студии. Выставка Жанны Мелконян открывается 9 июня во Всероссийском музее декоративного искусства.
В интервью РИА Новости художница рассказала, как придумывала костюмы для культовой картины «Москва слезам не верит».
Для первой части картины их нужно было не просто омолодить, а сделать немного деревенскими, превратить в простых девочек, которые приехали покорять Москву.
А ведь все три актрисы в жизни — интеллигентные, элегантные, красивые, со своей пластикой. И эту красоту приходилось как бы убивать.
Если в историческом фильме можно иногда соврать или что-то придумать, то в современном нужно делать все точно: зрители помнят эти годы. Конечно, я немного приукрасила действительность. Например, во второй части фильма я героинь сделала такими, какими они хотели быть.
Он не придавал особого значения костюму. Считал, что, прежде всего, внутренне должен был быть готов к роли. Но я ему пыталась возражать.
Однажды мы даже наблюдали за людьми, выходившими после рабочего дня с завода. Я обратила его внимание на то, что уже никто не носит старые костюмы, мужчины были одеты в джинсы и кеды.
Мы на студии купили для Баталова индийские джинсы, но он категорически отказывался в них ходить. Сидели они, честно говоря, ужасно, это и джинсами-то назвать было нельзя. А у меня дома у мужа лежали настоящие джинсы Wrangler, которые он берег и все никак не надевал. И вот я их тайком привезла на студию.
© Киностудия «Мосфильм», 1979Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979)
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979)
Под моим большим напором Баталов их померил — и вдруг у него совершенно изменилась пластика, он иначе повел плечами, большие пальцы рук оказались в карманах.
После съемок он их забрал себе (хотя это не было принято), сказал, что будет удобно в гараже работать. На самом деле джинсы так состарили для съемок, что по-хорошему их нужно было списывать и выбрасывать.
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» и эскиз Ж. Мелконян
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» и эскиз Ж. Мелконян
Обычно художники действовали так: читали сценарий, потом делали эскизы, дальше — пробы. К фильму «Москва слезам не верит» я сделала более 100 эскизов. На картине работал прекрасный оператор Игорь Слабневич.
Как работает «Иллюзион»
Во время проб любой оператор старался выровнять цвет лица, а костюм при этом становился непонятного цвета. Поэтому я развешивала фоном разные куски ткани, чтобы понять, какая фактура и какой цвет хорошо смотрится на пленке.
Если было нужно, то мы перекрашивали ткани. У нас был огромный цех, где работала такая тетя Катя — настоящая волшебница с чаном, голыми ногами в резиновых сапогах, огромной палкой в руках. Она раскручивала все это в каких-то бидонах. На самом деле, она могла сделать все.
Работа с Владимиром Меньшовым была настолько увлекательной, что я просто включалась в процесс и начинала мыслить, как он. Режиссер прислушивался ко всему, что я предлагала. И принимал все мои идеи.
Источник: ria.ru