«Интермузей‑2018» не обошелся без Малевича
Его тему — «Музеи и общество» — можно интерпретировать бесконечно. Казалось бы, воображению музейщиков позволили разгуляться не на шутку. Но, увы, чуть ли не половина расценила это как поблажку, ведь под такое удобное название и вправду можно подогнать чуть не любой уже готовый выставочный проект. Вот многие и не изобрели ничего нового. Но о них — скучно и примитивно. Тем более когда полно тех, кто действительно заморочился и подготовился неформально.
«Интермузей» — тот редкий случай, когда любой его посетитель чувствует себя своим в доску. Для каждого здесь находится что-то по душе: перенасыщенная деловая программа для специалистов; множество просветительских и увеселительных сюжетов для молодежи; поспокойней и посерьезней для тех, кто постарше; обильная и залихватская детская история, от которой и многие родители не могут оторваться.
Важную миссию взял на себя развернувшийся здесь же форум «Музейный гид», став местом обсуждения актуальных мировых трендов и практик. Отталкиваясь от названия фестиваля, представители разных стран, областей знаний и социальных групп пытаются нащупать векторы развития общества, подключив к этому потенциал музеев. И все это на фоне эффектной инсталляции — фрактального дерева, на чьих ветвях располагаются выдержки шести проектов, выигравших гранты конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире».
Помимо экспонатов впечатляет география победителей. Итак: музейный центр «Площадь мира», Красноярск (проект «Советская изнанка» — яркий и эмоциональный показ истории страны через бытовую сторону жизни людей); Музейно-выставочный центр, Заречный (проект «Возвращение в Селиксу», который включает в том числе выставку-расследование, иллюстрирующую механизм получения нового исторического знания); Библиотека-музей Юговского сельского поселения (проект «1 к 20» — экспозиция с неожиданной трактовкой феномена советского чтения); Музей модерна, Самарская область (проект «Детский музей «Зеленая школа», которому удалось остроумно и технологично трансформировать архитектурные идеи в новое выставочное пространство); Народный музей исчезнувших деревень, Удмуртия (его создали при взаимодействии с местными деревенскими жителями, которые устраивают экскурсии, мастер-классы и ведут краеведческую работу); Ярославский художественный музей (проект «Спор о бороде», где при внедрении умеренного количества современных технологий из консервативного пространства удалось сделать суперживое и выразительное).
Фестиваль дает прекрасную возможность узнать, как протекает музейная жизнь в провинции. А что в столицах? За это отвечают в первую очередь наши музейные флагманы. Эрмитаж берет размахом: воссоздал свою уникальную лабораторию по научной реставрации изделий из драгоценных металлов с суперновейшим микроскопом, что вполне своевременно после сирийских событий. ГМИИ им. Пушкина продолжает исследовать художественную реальность с помощью мобильного приложения Artefact, к чему в прошлом году прибег Эрмитаж.
Больше всего удивила Третьяковская галерея, которая на своем стенде при помощи группы компаний VRTech запустила проект в виртуальной реальности «В трех измерениях: Гончарова и Малевич». Посетители создают в виртуальной реальности собственные работы в стилистике авангардистов при помощи нейронных сетей, обученных на произведениях из коллекции галереи. Полученные результаты можно разместить в соцсетях. Новый зал виртуальной реальности расположится в Новой Третьяковке на Крымском Валу.
По дизайну и изобретательности стендов не отстают и музеи поменьше. Музей ГУЛАГа сделал ставку на лопаты, рассказывая душераздирающую историю об инструментах принудительного труда. Музей Москвы завлекает интерактивной медиаскульптурой Аристарха Чернышева и Алексея Шульгина в виде гигантского волнообразного айпода, куда можно загружать данные со своих смартфонов, создавая видеоарт. Самый медитативный стенд у музея под открытым небом «Дивногорье», что в Воронежской области. Здесь сплошная растительность: изящные гербарии, сухостои в вазах и знаменитые гигантские тюльпаны, вырезанные из дерева и небрежно раскрашенные воронежским художником Сергеем Горшковым.
Отдельный сюжет фестиваля — литература. Активно задействованы павильон «Книги» и Музей космонавтики, представивший на своем стенде любимые книги космонавтов, среди которых «Двенадцать стульев», «Маленький принц» и повести братьев Стругацких. Государственный литературный музей им. Даля тоже подготовил подборку — 100 книг на лето от ведущих писателей «Редакции Елены Шубиной»: Евгений Водолазкин, Гузель Яхина, Роман Сенчин…
Что касается детей… Музей русского импрессионизма рассказывает о том, какие сады были у художников, и помогает с помощью подручных материалов создать собственные. Бесчисленные мастер-классы: «Игра в портреты» (Музей Достоевского), «Искусство средневекового витража» (Эрмитаж), «Моя виртуальная скульптура» (Центр современного искусства «Марс»), «Юный сценограф» (Театральный музей им. Бахрушина), «Семейный лабиринт» (Биологический музей им. Тимирязева), где участники пробуют свои силы в ораторском и актерском мастерстве, раскрывают главные секреты анимации и создают мультфильмы из пластилина.
Отличился Саратовский художественный музей им. Радищева, устроивший мастер-класс по созданию калейдоскопа Малевича. У них хранится композиция «Четыре квадрата» (1915 год) авангардиста. От ее стилистики здесь и отталкиваются, создавая любимую игрушку Льюиса Кэрролла и квадраты по принципу модульного оригами. Причем используют философию Малевича об экономии всего, в том числе цвета. Вот так с минимальными затратами из простейших цветов рождаются диковинные вещицы. Было бы желание…
Читайте наши новости первыми — добавьте «МК» в любимые источники.
Источник: mk.ru