Благочестивые ослы и фантомные нимбы: о чем страдали в Средневековье

© Предоставлено пресс-службой АСТИллюстрация к книге Страдающее Средневековье издательства АСТ

Аудитория интернет-сообщества «Страдающее Средневековье», созданного студентами исторического факультета Высшей школы экономики в марте 2013 года и известного ироничными подписями к произведениям средневекового искусства, уже достигла полумиллиона человек. Популярный паблик выпустил книгу о том, как трактовать странные и необычные символы религиозной живописи. РИА Новости публикует отрывки из монографии.

В отличие от шуточных постов сообщества, книга «Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии», вышедшая в издательстве АСТ, — серьезное, объемное исследование. Его цель — рассказать читателям, какие смыслы на самом деле вкладывали средневековые художники в курьезные, на современный взгляд, образы.

Мем «Страдающее Средневековье» родился из фразы преподавателя-медиевиста, сказанной будущим авторам книги на одном из семинаров: «Посмотрите, они все страдают!» Восклицание относилось к миниатюрам, посвященным адским мукам грешников. Средневековые гравюры, иконы и фрески действительно зачастую представляют собой пугающее и порой абсурдное зрелище: рыцари убегают от улиток, зайцы убивают людей, образы святых соседствуют с непристойными картинками.

На примере 600 иллюстраций авторы книги подробно разбирают, как в христианской иконографии священное переплеталось с низменным, страшное с комичным, и объясняют, почему то, что сегодня кажется святотатством, в Средневековье воспринималось в порядке вещей. Делается это с присущим интернет-сообществу юмором, но на основе серьезной исторической базы.

«Если открыть русский синодальный перевод, сделанный в XIX веке, мы прочтем, что «когда сходил Моисей с горы Синая», он «не знал, что лице его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним» (34:29). Однако в латинском переводе (Вульгате), который сделал Иероним, это место выглядит совсем не так: там сказано, что Моисей «не знал, что лице его стало рогато («cornuta»)».

Есть, однако, и более благородное объяснение этого курьеза.

«Дело в том, что «рог» был одной из древних метафор земной и божественной власти, которая в библейском тексте относится не только к различным царствам (132), но и к самому Господу. Влиятельный богослов и энциклопедист Исидор Севильский (ок. 560–636) сравнивал с двумя рогами две части Писания — Ветхий и Новый Заветы».

© Предоставлено пресс-службой АСТИллюстрация к книге «Страдающее Средневековье» издательства АСТ

Иллюстрация к книге «Страдающее Средневековье» издательства АСТ

Вторая часть рассказывает о «человеческом» в средневековой иконографии — зачатии и родах Девы Марии, распределении обязанностей по уходу за ребенком между ней и Иосифом, роли «бабушки» Христа — Святой Анны — в его воспитании, образовании и выборе профессии Богочеловека. Особое внимание привлекает традиция изображать Марию с книгой в руках, хотя никаких указаний о том, что она была грамотной, в Библии нет.

То, что Дева Мария «предстает именно как читательница, напоминало зрителям о том, что благочестие требует грамотности. В XIII веке в обиходе знатных мирян — особенно женщин из королевских и аристократических семейств — впервые появляются собственные молитвенные «ежедневники» — псалтири и часословы. Так что дамы должны были подражать Богоматери, а Богоматерь изображали как благочестивую даму».

© Предоставлено пресс-службой АСТИллюстрация к книге «Страдающее Средневековье» издательства АСТ

Иллюстрация к книге «Страдающее Средневековье» издательства АСТ

Третья глава посвящена основному сюжету средневековой живописи — «божественному», то есть Иисусу Христу. На многих средневековых изображениях Спаситель предстает в облике воина, крестьянина, аптекаря, купца и даже палача. «Все это аллегорические «профессии», возникшие на основе различных библейских метафор», — утверждают авторы книги. Эти образы требовались для того, чтобы глубже разъяснить верующим суть его проповеди. Наиболее распространенная «профессия» Христа в средневековой живописи — фармацевтика.

«Спаситель изображен за аптекарским столом, он держит в руках весы, а рядом с ним стоят баночки со снадобьями. В центре композиции — евхаристическая чаша, напоминающая об истинном лекарстве для души — Слове Божьем. Весы, которые в руках Христа традиционно ассоциировались со Страшным судом и «взвешиванием» грехов, здесь превратились в ремесленный инструмент, отмеряющий дозы духовного лекарства».

© Предоставлено пресс-службой АСТИллюстрация к книге «Страдающее Средневековье» издательства АСТ

Иллюстрация к книге «Страдающее Средневековье» издательства АСТ

Такие изображения, пишут авторы, «требовались для того, чтобы с помощью ярких — часто взятых из повседневности — образов как можно доходчивее разъяснить верующим суть учения Церкви и тем самым помочь им спасти свои души».

Книга «Страдающего Средневековья» — не просто попытка перевести шутливое обсуждение в соцсетях в серьезную плоскость, но и первый научно-популярный текст на русском языке, охватывающий такое количество сюжетов средневековой иконографии. Возможно, поклонникам мемов этот 400-страничный труд покажется громоздким, но набившие руку в онлайне авторы постарались сделать его максимально подробным и доступным как для любителей истории, так и для фанатов «Игры престолов».

Источник: ria.ru

Оставить ответ

*