Без оваций: почему не удался фильм Надежды Михалковой
Сегодня на телеканале «Кинопремьера» состоялась премьера первого фильма Надежды Михалковой, старшей дочери режиссера Никиты Михалкова. Сама картина на экраны страны вышла в конце прошлого и особого шума не наделала. Однако в связи со свежим скандалом с дочерью другой знаменитости – Алсу, приобрела новое звучание.
Ирина Зиганшина
Сразу оговорюсь, что на самом деле это вторая картина Михалковой, но ее дебютные «Чурросы» до широкого зрителя не дошли.
Сама идея нового фильма мне показалась очень многообещающей: детские страшилки, те самые, которые мы рассказывали друг другу на ночь в пионерских лагерях, замирая от ужаса – про всякие летающие гробы, черные руки, и, конечно про кино. Я очень хорошо помню, как в школе ходила легенда о том, что наши городские бандиты играют в карты «на место»: проигравший должен пойти в кино и зарезать там под шумок соседа, сидящего впереди…
Вот примерно то же самое попыталась снять и Надежда Михалкова по сценарию братьев Пресняковых (они написали сценарий к знаменитому фильму Кирилла Серебренникова «Изображая жертву»). Причем в одной из ролей сыграла ее старшая сестра Анна.
Но вот тут и появилась первая проблема: дело в том, что сама Надежда по собственному признанию не любит фильмы ужасов, и именно поэтому решила дебютировать в этом жанре. И, судя по зрительским отзывам, ошиблась. Потому что в этом жанре в отечественном кинематографе снимать вообще никто не умеет и никогда не умел! И начинать свою режиссерскую карьеру с него, означает практически обречь себя на поражение.
Кстати, сама автор, по всей видимости, понимала, что шансы на неуспех у нее огромные и потому в самом начале фильма один из героев говорит: «… А ты так хочешь быстро посмотреть фильм, написать рецензию со своими тупыми идеями…»
То есть по-своему подстраховалась от отрицательных оценок.
И совершенно напрасно, потому что как раз они и превалируютв рецензиях зрителей.
Настолько плохо, что очень смешно
Большинству пользователей социальных сетей фильм Михалковой решительно не понравился.
Вполне доброжелательно написал о первой картине Морган Фриман:
«Проигранное место» — режиссёрский дебют Надежды Михалковой. Чем она прославилась? Двумя вещами: тем, что она дочь Никиты Михалкова, а также демонстрацией своей груди в «Утомлённых солнцем 2». Что же у неё получилось?
Ругаю я или хвалю? Я сам не знаю. Герои живут в каком-то абсурдном мире, оторванном от реальности, но сделано это не из-за тупости сценаристов (как в хоррорах Подгаевского), а явно специально. Действие не поддаётся никаким законам. А ещё там есть вполне толстые отсылки к Софии Копполе. При этом «Проигранное место» не отвечает сразу на все поставленные вопросы, потому интересно смотреть, что же создатели выкинут по сюжету и дальше. Ближе к концу зрителя невольно посещает мысль «смертоубийств-то почти не завезли», как раз через 15 минут после посещения мысли «так, а проигранное место тут причём?». Выставление клише хорроров напоказ дополняют этот милый и атмосферный аттракцион абсурда. Эдакие лагерные страшилки на большом экране.
Актёры. Особо ничего не рассказать. Если говорить о подростках — Ирина Мартыненко старается, но из-за недостатка мастерства часто переигрывает; зато остальные даже не пытаются играть. Интересно смотрится Анна Михалкова в роли беременной следовательницы-альбиноса.
«Проигранное место» — смелое произведение, которые пытается высмеять всё и вся, при этом стараясь сделать просмотр максимально «ненапряжным» для зрителя. Интересный эксперимент. Жду других картин Михалковой.»
Открылся мир подростков
Зато популярный блогер Дима Гриб отметил, пожалуй самое главное в фильме — тоскливую и никчемную жизнь подростков в российской провинции:
«За последнюю неделю я пересмотрел много российских фильмов ужасов. Исключительно плохих и средних. Ни об одном из них написать не захотелось, ибо жаль тратить свое время, а вот про дебют Надежды Михалковой захотелось. Но не потому что она дочь того самого, чье имя нельзя произносить вслух. «Проигранное место» — это не ужасы и даже не лютый треш. И даже не триллер, и даже не детектив. Это скорее всего, абсурдная пародия на серьезных щщах. Это голливудский подростковый ужастик на минималках, который как будто снимала Валерия Гай Германика. Убийств в фильме почти нет, а те, что есть, карикатурны и смешны. Зато здесь есть настоящие российские подростки, живущие в вымышленной российской глубинке. Единственное, что в них выдает именно отечественных подростков, это дряной рэп и русский язык. В остальном они живут в загородных коттеджах, залезают на кровать в кедах, мастурбируют на фото одноклассниц и жгут по вечерам костры около речки, рассказывая страшные байки и при этом не бухая.
Я думаю, многие воспримут «Проигранное место» как «Левиафан» или «Нелюбовь»в плане чернухи и ужасной российской действительности, но на деле действительность прекрасна, а ужасны дети. Точнее, они нормальны, просто мы уже слишком старые. Дочь Михалкова, видимо, одним фильмом хотела сказать про подростков все, что накипело, и смешав все в кучу, на выходе получился винегрет из «13 причин почему», «Странные дела» и «Школы» Германики. С несколькими убийствами, весьма интересным, но дурацким сюжетом, банальной, но по-своему забавной развязкой и странной финальной сценой перед титрами. Главное в «Проигранном месте» перетерпеть первые минут 8, где есть отвратительная актерская игра и рэп, привыкнуть к происходящему на экране, а дальше затянет. Если нет — даже не пытайтесь, потому что лично для меня здесь открылся потрясающе реалистичный мир российских подростков, манящий и отвратительный одновременно…».
***
Причем же здесь Алсу и ее дочь, — спросите вы. А притом, что во-первых, Надежда Михалкова, в отличие, от Микелы Абрамовой, никаких не то, что призов, а и ролей особо не получает, прекрасно сознавая цену своим способностям. Наверняка и то, что ее старшая сестра Анна талантливее ее как актриса, а потому и снималась в том числе, и у лучшего российского режиссера Олега Хлебникова.
Во-вторых, в случае Алсу – одна бездарность (хотела бы я ошибиться) наследует другой. Тогда как род Михалковых, как бы к ним ни относится, безусловно талантлив. И это не такое уж исключение. Скажем, сын великого психолога Зигмунда Фрейда художник Люсьен Фрейд ничуть не уступал отцу в размере таланта (кстати его картины как раз сейчас можно увидеть в Москве в Пушкинском музее). Или сын классика мировой живописи Пьера Огюста Ренуара Жан Ренуар – классик мирового кино. И так далее, и вопреки поговорке, будто «на детях гениев природа отдыхает…»
Но в том-то и беда любой посредственности, что она не хочет и не может понять своей посредственности, а потому орудует локтями и деньгами, чтобы прорваться наверх. В случае же с Михалковой – все очень понятно: зрители сами проголосуют «за» или «против» ее фильмов, своими ногами, безо всяких накруток
Источник: newizv.ru