Актриса и врач Татьяна Друбич отмечает юбилей: жизнь в двух измерениях
Нюта Федермессер: «Я, когда смотрю на нее, честно, уже ничего не слышу, просто млею»
7 июня у актрисы Татьяны Друбич — юбилей. На эти дни пришлись еще две даты. 45 лет назад вышел фильм «Сто дней после детства» Сергея Соловьева, где она, будучи семиклассницей, встретила главного режиссера своей жизни и, как оказалось, будущего мужа и отца своей дочери Анны. 20 лет исполнилось фильму «Москва» Александра Зельдовича, где Друбич исполняла военный шансон, напоминала инопланетянку с чеховской душой. В ее последней по времени работе «Последняя сказка Риты» Ренаты Литвиновой есть реплика: «Я здесь, но чуть-чуть там». Вот это точно про Друбич: она здесь, но одновременно в другой эпохе и ином измерении. Актриса и врач. Точнее – доктор, как она себя называет.
В роли Анны Карениной. Кадр из фильма «Анна Каренина»
Соловьеву исполнилось 30 лет в тот день, когда впервые на съемочную площадку «Ста дней после детства» вышла юная Таня Друбич. Она не горела желанием сниматься, имея опыт работы в незаслуженно забытой «Пятнадцатой весне» Инессы Туманян. Там ее героиня впервые наносит «солнечный удар» юному герою Раймундаса Баниониса. Кинематографисты нашли Таню в школе, и в случае с Соловьевым повторилась та же история. Девочку к нему привели, но он продолжал искать «юную Ирину Купченко», откладывая встречу с Друбич. А потом с необъяснимым азартом пробивал ее кандидатуру у мосфильмовского начальства. Ему тоже нужна была актриса, способная произвести «солнечный удар», такой силы, чтобы юный герой упал в обморок от любви. В итоге Таня и сыграла Лену Ерголину в венке из полевых цветов. А их с Соловьевым поездка во время съемок в пушкинские места — на Полотняный завод, в имение Гончаровых — определила дальнейший ход событий.
В «Ста днях после детства» Друбич играет Нину в поставленном в пионерском лагере «Маскараде» Лермонтова. Соловьев умеет создавать богинь на экране. Для него Друбич навсегда осталась неким идеалом. В его картине 2016 года «Ке-ды» Татьяна появляется на миг, но ее присутствие ощутимо и тогда, когда совсем другая актриса едет в автомобиле. С тех пор Татьяна в кино не появлялась.
Через год после съемок «Ста дней после детства» она окончила школу и пошла в медицинский институт, потому что там учился ее брат. Да и Соловьев посоветовал не поступать во ВГИК: снимать все равно будут. После окончания лечебного факультета Медицинского стоматологического института, Татьяна работала врачом в районной больнице, иногда вылечивая пациентов одним своим появлением, о чем ходили легенды. А Соловьев получил «Серебряного медведя» за режиссуру на Берлинском кинофестивале, и его «Сто дней после детства» стали культовой, поколенческой картиной. На днях в Даляньском университете китайский профессор читал своим коллегам доклад о лучших советских фильмах для подростков, и с экрана на них смотрела прекрасная девочка в венке из полевых цветов. Вторая ее культовая картина — «Асса» Сергея Соловьева – вышла в 1987 году. Жизнь, запечетленная на пленке, напоминает затонувшую Антлантиду. Многих уже нет — от Цоя до Говорухина. Кто-то жив, но совсем не тот. Время оказалось безжалостно ко многим. Только Татьяна Друбич почти не изменилась. Она идеально вписывалась в тот диссонанс, который Соловьев привносил в свои картины.
Их «Анна Каренина» рождалась лет пятнадцать. Задуманный в советские времена фильм в годы перестройки намертво встал. В итоге там едва ли не последние свои роли сыграли Олег Янковский (Каренин) и Александр Абдулов (Стива Облонский). Друбич Соловьев считал феноменально похожей на Каренину, хотя пробовал на роль и Ирину Метлицкую. Спустя 15 лет картина возродилась из небытия, но ее герои оказались гораздо старше, чем у Толстого. А вот фильм «Иван Тургенев. Метафизика любви» Соловьев так и не снял. Остались только пробы: Янковский – Тургенев, Друбич – Полина Виардо. Какая могла быть картина!
Однажды и почти случайно Татьяна Друбич побывала в московском хосписе, познакомилась с его основательницей и врачом Верой Миллионщиковой, и это изменило ее жизнь. В интервью «МК» она рассказала, как близость смерти прояснила жизнь, и Татьяна начала помогать тем, кому гораздо хуже. Последние дни человека, по ее словам, иногда говорят о нем больше, чем вся его жизнь. Татьяна считает, что ее сформировало медицинское образование, и к пугающим обычного человека вещам она стала относиться иначе. Ушел страх.
О Татьяне Друбич «МК» рассказала учредитель благотворительного Фонда помощи хосписам «Вера», дочь Веры Миллионщиковой Нюта Федермессер.
— После смерти мамы я стала совершенно особенным образом относиться к людям, которые проявляют заботу обо мне. Ведь когда уже никто каждое утро не говорит впопыхах тебе: «Ноги не промокли? Чай хоть выпей перед выходом, а шарф взяла? Зонтик положи, ты с ума сошла? Куда ты встаешь? Ты вся больная! Лежи, спи, никто там без тебя не умрет! Ты ела вообще сегодня?», — это становится очень заметным, этого начинает не хватать.
К огромной радости, в моей жизни много лет назад появилась Таня Друбич, которой точно не все равно, спала я или нет, и ела ли, и есть ли еще силы ползти. Ей точно не все равно, как дела у фонда «Вера», хватает ли фонду денег, нужно ли помогать. Когда я в этом году забрала двух ребят из ПНИ (Психоневрологический интернат – С.Х.), на следующее же утро в Первый хоспис раньше всех помощников приехала Таня с новой одеждой и обувью для них. Тане всегда не все равно. Таня удивительная.
Я, когда смотрю на нее, честно, уже ничего не слышу, просто млею. Ее тонкость, мудрость и искренность примагничивают мгновенно и навсегда. Всегда, когда смотрю на Таню – улыбаюсь. Улыбаюсь тому, что она есть, ее губам, волосам, тонким пальцам, ее талии, повороту головы, улыбаюсь, потому что когда смотрю на нее, то вообще думать перестаю.
Много лет Таня поддерживает нас. В самые трудные минуты она всегда рядом. Коробки с антисептиками в разгар пандемии, онлайн-концерты в zoom в пользу подопечных и медиков, поиск благотворителей – для нее нет ничего невозможного. Такая дружба – длиной во много лет, такая помощь – каждый раз, всеми силами – это все о Тане. С Таней не страшно ничего.