Президент дважды за неделю говорил о проблемах с «попиццот». Так выйдем ли на заветные 1000 рублей?
Президент дважды за последнюю неделю говорил о проблемах с выходом к концу года на среднюю зарплату по стране в 1000 рублей. По словам славы государства, правительство с трудом пытается выполнить его поручение. И хотя президент по-прежнему требует увеличить зарплаты, о трудностях в достижении этих планов до этого он не говорил. FINANCE.TUT.BY узнал у экспертов, удастся ли выйти к концу года на 1000 рублей.
Свое мнение высказали старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб и финансовый аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха.
«Без специальных административных действий мы вряд ли увидим такие цифры»
1000 рублей к концу года достичь можно, но эта цифра продержится недолго, убежден старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб.
— Если судить по статистике предыдущих лет, декабрьская зарплата примерно на 10% традиционно выше ноябрьской. Это связано с различными премиями, которые выдают к Новому году. Соответственно, в декабре происходит резкий рост средних зарплат, — отмечает Вадим Иосуб. — Однако в январе все корректируется: очень часто январские зарплаты ниже зарплат ноябрьских, и к высокому декабрьскому уровню они возвращаются в конце весны или к началу лета. Соответственно, показатель в 1000 рублей к концу года может быть достигнут. Однако достижение будет неустойчивым, и с января последует падение.
Напомним, об этом 21 ноября также говорил и президент. Глава государства допустил, что в начале 2018 года в стране будет больше выходных, соответственно, «люди будут меньше работать и могут получить зарплату чуть ниже планируемого уровня». «А дальше, второй, третий, четвертый кварталы, мы должны уже превосходить 1000 рублей хоть немножко», — сказал Александр Лукашенко.
По словам Вадима Иосуба, выйти на устойчивый показатель в 1000 рублей гораздо сложнее.
— Без специальных административных действий мы вряд ли увидим такие цифры. Это случаи, когда зарплаты поднимают без оглядки на состояние экономики. Но есть надежда, что к подобным методам руководство страны прибегать не будет. Предыдущие годы показали, что от искусственного «раздувания» зарплат вреда больше, чем пользы. Последствие таких действий — ускорение инфляции и серьезная девальвация рубля. Темпы роста зарплат должны быть привязаны к росту производительности труда и соответствовать потенциалу экономики.
Вадим Иосуб подчеркнул: если показателя в 1000 рублей удастся достигнуть, население все равно будет разочаровано.
— Мне кажется, цель по достижению того или иного уровня средней зарплаты неправильна с экономической и политической точки зрения. У нас иногда происходит подмена понятий. С одной стороны, нынешний актуальный лозунг — поднять среднюю зарплату до 1000 рублей, с другой — старый «всем попиццот». Иногда кажется, что это одно и то же, но средняя зарплата не имеет ни малейшего отношения к слову «всем», — говорит эксперт. — А ведь фраза «зарплата в тысячу» воспринимается населением как обещание обеспечить такой суммой каждого белоруса. Но большая часть получает зарплату ниже средней. Это значит, когда правительство достигнет показателя в тысячу, треть населения обнаружит у себя в кармане гораздо меньшую сумму. Поэтому у народа будет стойкое ощущение, что его обманули.
Также стоит помнить, что запланированная тысяча рублей — это начисленная заработная плата, то есть до уплаты налогов, напоминает Вадим Иосуб.
«Стоит ли жертвовать достигнутой финансовой и экономической стабильностью, чтобы получить заветную тысячу рублей?»
Показателя в 1000 рублей достичь не удастся, несмотря на традиционное декабрьское повышение средних зарплат, считает Александр Муха, финансовый аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by.
— Учитывая сезонный фактор, вероятно, получится приблизиться к этой планке в декабре. С одной стороны, в текущем году сохраняются положительные темпы экономического роста. Экспорт белорусских товаров и услуг в январе-сентябре 2017 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 4,015 млрд долларов (или на 18,2%), до 26,025 млрд долларов. Таким образом, у белорусских экспортеров появляются дополнительные возможности для повышения зарплат работников. С другой стороны, в ряде отраслей и регионов страны ситуация с динамикой зарплат работников выглядит хуже.
По мнению эксперта, в текущей ситуации нецелесообразно форсировать повышение зарплат работников.
— Искусственное увеличение зарплат работников может привести к негативным последствиям в экономике (в частности, к повышению темпов инфляции и возобновлению давления на обменный курс белорусского рубля). Мы это проходили в прежние годы. Поэтому стоит ли жертвовать достигнутой финансовой и экономической стабильностью, чтобы получить заветную тысячу рублей? В данном случае не уверен, что это нужно населению.
По словам Александра Мухи, повышение зарплат белорусских работников должно опираться на увеличение производительности труда, активизацию притока прямых иностранных инвестиций, реализацию структурных и рыночных реформ в экономике и обеспечение положительных изменений в обществе. В последнем случае речь идет об уменьшении потребления алкоголя, усилении борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями, снижении социального расслоения населения по уровню доходов и активов, укреплении образовательного потенциала белорусов и др.
— С точки зрения устойчивого повышения зарплат на здоровой основе целесообразным выглядит развитие проблемных регионов, в которых ситуация с зарплатами сейчас выглядит хуже. Если удастся улучшить показатели зарплат в проблемных регионах, то в среднесрочной перспективе можно будет выполнить показатель в 1000 рублей без создания каких-либо угроз финансовой и экономической стабильности в стране.
Кроме того, Александр Муха считает важным поддерживать на приемлемом уровне покупательную способность зарплаты и других денежных доходов населения за счет ограничения темпов инфляции в стране.
— В данном случае нужно осуществлять на регулярной основе мониторинг показателей покупательной способности зарплат и денежных доходов в разрезе различных социальных групп населения с тем, что при необходимости защитить наиболее уязвимые социальные категории граждан: пенсионеров, многодетные семьи, отдельных работников бюджетной сферы, жителей проблемных регионов, где зарплата традиционно ниже средней зарплаты по стране.
По расчетам аналитика, динамика средней зарплаты белорусских работников в долларовом эквиваленте в 2008—2016 годах выглядит следующим образом: 2008 г. — 403,9 долл., 2009 г. — 350,2 долл., 2010 г. — 406,6 долл., 2011 г. — 312,7 долл. (оценка), 2012 г. — 439,2 долл., 2013 г. — 564,2 долл., 2014 г. — 589,9 долл. (годовой исторический максимум), 2015 г. — 413,1 долл., 2016 г. — 361,4 долл. и январь-сентябрь 2017 г. — 413,1 долл.
Эксперт обратил внимание, что покупательная способность доллара США на внутреннем рынке Беларуси с течением времени также изменяется. В частности, изменение покупательной способности доллара США на внутреннем рынке страны определяется исключительно двумя следующими факторами: динамикой номинального обменного курса белорусского рубля по отношению к доллару США и динамикой инфляции в Беларуси.
В данном случае покупательная способность доллара США на внутреннем рынке Беларуси в 2015—2017 гг. заметно возросла за счет более быстрых темпов девальвации белорусского рубля по отношению к американской валюте по сравнению с темпами инфляции на потребительском рынке.
Так, средневзвешенный курс белорусского рубля к доллару США на внутреннем валютном рынке Беларуси в январе 2015 г. — сентябре 2017 г. снизился на 76,1%, в то время как потребительские цены за этот период повысились всего на 27,2%, отмечает Александр Муха.
Таким образом, покупательная способность доллара США на внутреннем рынке Беларуси в январе 2015 г. — сентябре 2017 г. возросла сразу на 38,4%.
Эти расчеты Александр Муха проиллюстрировал при помощи следующего примера. В декабре 2014 года средняя номинальная зарплата белорусских работников составила 618,7 доллара. Для сохранения ее покупательной способности на внутреннем рынке Беларуси в сентябре 2017 года она должна быть на уровне всего 446,9 доллара (с учетом заметного увеличения покупательной способности самого доллара США). Этот показатель совсем ненамного (на 4,1%) превышает фактическую среднюю зарплату в сентябре 2017 года — 429,2 доллара. Причем в декабре 2017 года показатель средней зарплаты будет несколько выше за счет сезонного декабрьского повышения зарплат белорусских работников.
Таким образом, с точки зрения покупательной способности показатели средней зарплаты в долларовом эквиваленте в декабре 2014 года (618,7 доллара) и в сентябре 2017 года (429,2 доллара) выглядят примерно сопоставимыми, несмотря на их существенное различие в номинальном выражении (т.е. без учета изменения покупательной способности самого доллара США на белорусском рынке).
В этом смысле искусственное повышение средней зарплаты белорусских работников в текущем году до 500 долларов, по мнению аналитика, выглядит нецелесообразным.
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Реклама
Внедрение, обучение, доработки ПО 1С. Опыт реальной автоматизации – 20 лет.
Источник: news.tut.by