«Мы — персональные менеджеры сельчан». Как работает банковское отделение в деревне
У самого окончания трассы М4, в нескольких километрах от Могилева, находится своеобразная «агломерация» — агрогородок Княжицы-Сумароково с населением около 700 человек. Большая часть важных учреждений размещена как раз в первом из поселков: там находятся сельсовет и дом культуры, школа, почта, больница. А вот в Сумароково есть только детский садик и… банк. Вместе с «Беларусбанком» мы начинаем новый проект «Банковская карта», в котором расскажем о необычных отделениях финансовой организации, чьи филиалы есть даже в самых отдаленных регионах страны.
Сумароково мало чем отличается от других деревень, получивших статус агрогородков. Единственное, что магазинов здесь целых три: государственное райпо, его частный аналог и мясная лавка. Последняя — по сути, фирменный магазин главного местного предприятия — хозяйства «Авангард». В остальном — все как везде.
Ритм жизни по-деревенски неспешный: небольшая «бригада» перекапывает землю рядом с одним из участков, работники хозяйства идут на обед, мужчина ремонтирует крышу дома. Неподалеку пасется лошадь, а чуть дальше рядком выстроились пресловутые домики, в которые заселяют приезжих специалистов.
«Каждый клиент у меня — VIP»
Отделение банка находится в самом «сердце» деревни — в сотне метров от трассы Минск-Могилев. Одноэтажное здание было построено почти десять лет назад самим банком. До этого отделение банка работало с 1948 года в Княжицах и размещалось в отдельной комнате в сельсовете. А когда создавался агрогородок, приняли решение перенести его в Сумароково.
Единственный работник — специалист по оказанию розничных банковских услуг Ирина Шендерова. Она живет в Могилеве и приезжает сюда трижды в неделю: по понедельникам, средам и пятницам. Рабочий день — с 9 до 16 с полуторачасовым обедом. Перерыв спланирован так, чтобы не пересекаться с обедом в других организациях — сельчане могут забежать в отделение и в середине рабочего дня.
— Раньше я работала в городском отделении, — вспоминает Ирина. — Потом ушла в декрет, а после рождения детей решила работать на полставки, чтобы уделять их воспитанию достаточно времени. Сюда впервые пришла два года назад. Большая ли разница между банком в городе и в деревне? Да, существенная. В городе все спешат, а здесь ритм более спокойный. Главное отличие в том, что практически всех клиентов ты знаешь лично, это накладывает определенный отпечаток на работу — обстановка очень теплая. Даже с днем рождения многие поздравляют, представляете?
Ее слова подтверждает Татьяна Стельмахова. Именно она была первым специалистом отделения в Сумароково, а несколько лет назад ушла на повышение в Могилевское областное управление, где занимает должность заместителя начальника отдела продаж розничных банковских продуктов и услуг. Почти каждого входящего в отделение Татьяна помнит и обращается по имени-отчеству. Клиенты охотно делятся своими новостями и, очевидно, рады встрече.
— Сотрудники отделений в агрогородках — это персональные финансовые менеджеры сельчан, — улыбается она. — Мы знаем, какими услугами пользуется каждый из клиентов, можем быстро дать консультацию, не задавая дополнительных вопросов. Фактически, ведем их личные дела.
В это время в отделение заходит первый посетитель. Леонид Романович из Сумароково. Мужчина сразу же здоровается с Ириной, называя ее по имени. Он просит снять с карточки деньги — недавно пришла пенсия.
— Обычно прихожу снимать наличные, ведь ближайший банкомат в Могилеве, — рассказывает клиент. — Еще в банке оплачиваю коммунальные услуги. В город вообще не езжу — нет необходимости. С соседями такая же история. Так что вопрос, нужен ли нам банк, чисто риторический.
— Это наш постоянный клиент с самого дня открытия, — говорит Татьяна. — Он очень требовательный к вопросам обслуживания. Но мы сразу же нашли общий язык, и все стало на свои места. Это к слову о персональном подходе. По сути, каждый клиент — VIP.
«Пенсионеры разбираются лучше, чем молодые»
Спектр услуг, который оказывают в отделении, практически аналогичен городским. Исключение — отсюда нельзя отправить международный денежный перевод. Все остальное (оформление кредитов и платежных карт, открытие вкладов, страхование) сделать можно. Более того, здесь оказывают и такие услуги, которые в городских отделениях у специалиста получить нельзя, — например, принимают платежи за мобильную связь и интернет.
— Не стоит думать, что у нас только оплачивают коммуналку да обналичивают пенсии, — говорит Ирина. — Клиенты-пенсионеры гораздо более продвинутые, чем многим кажется. Они нередко в курсе всех последних предложений, следят за рекламой и охотно пользуются достаточно современными услугами и продуктами. Например, карточкой клуба «Бархат» — по ней можно получать кэшбек до 5 процентов с покупок в аптеках, и до 3 процентов — в крупных супермаркетах, получать повышенную процентную ставку по вкладам и пониженную — по кредитам, а также многое другое.
Не только обслуживание, но и общение
— Изначально мы работали пять дней в неделю, — вспоминает Татьяна. — Но вы же сами знаете, как изменилась банковская сфера за последние годы. Все больше местных жителей обслуживается дистанционно, используя мобильный или интернет-банкинг. Начали замечать, что нагрузка на отделение сокращается и решили перейти на трехдневку. Закрываться не думали — все равно остаются люди, которые по разным причинам не могут пользоваться банковскими услугами в интернете: у кого-то нет компьютера, интернета, или просто не умеют пользоваться ПК. График выбран не случайно: к примеру, работаем в понедельник — тот день, когда почта закрыта. Если пенсия или зарплата выпала на выходные, то ее обычно начисляют раньше — в пятницу, и в это день мы тоже готовы всех обслужить.
Татьяна не скрывает: для многих сельчан отделение банка — место не только для банковских операций, но и для банального общения. Только если в городе одиноким старикам есть из чего выбирать, то у пенсионеров из Сумароково варианта два: магазин или банк. Хотя и между ними существует большая разница.
— Когда шла сюда работать, допускала, что будет нелегко, — признается Ирина. — Сельские жители — особенные, со своим укладом и отношением к жизни. Но на деле все оказалось очень позитивно. Визит в банк для местных это «выход в свет» — всегда брюки-клеш и тройной одеколон. И это понятно — здесь им улыбаются, говорят «Здравствуйте! Очень рады вас видеть», «Что желаете?», «Можем еще что-то предложить?». И реакция у них соответствующая — ведут себя максимально интеллигентно. А еще все друг у друга на виду, так что дисциплина железная. Вообще, здесь своя атмосфера. Скажем, как-то был случай: во время платежного периода собралась очередь — и как давай рассказывать анекдоты. С народным таким юмором. Со смеху лежало все отделение. Представить такое в городе я просто не могу.
Очередной посетитель — молодая женщина, представившаяся Светланой. «Сейчас не работаю, сижу в декрете, — говорит она, пока специалист отделения меняет несколько долларовых купюр на белорусские рубли. — У меня трое детей, младшему четыре месяца. Иметь рядом банк удобно, раньше приходилось ехать полтора километра на почту в Княжицах. А сейчас все оплачиваем здесь».
— Самые популярные операции — вкладные, — делится Ирина. — Пенсионеры охотно заводят счета, где хранят свои деньги. Получение наличных, кредитование, обмен валюты — вот то, что делаем каждый день. Конечно, есть и возможности, которыми пользуются мало. Например, покупка облигаций.
После обеда посетители приходят один за одним. Михаил Петрович — еще один из жителей Княжиц, пришел «снять пять копеек».
— Тут я могу взять десять рублей, двадцать. А на почте сразу выдают всю сумму. Так что хожу сюда, хоть и приходится прогуляться, — пенсионерам это полезно. Ну и с девчонками общаться нравится, — смеется он. — Даже благодарности им пишу. В Могилеве последний раз был больше года назад, и ехать туда не хочу — и так всю жизнь проработал в городе. Сейчас живу в доме матери, и мне все нравится. Так что банк, конечно, нужен.
«Кредиты преимущественно — на 1000 рублей»
— Количество посетителей у нас сильно разнится, — говорит Ирина. — В день пенсии может быть и тридцать человек, и гораздо больше. Доходит и до очередей. Когда клиентов нет, без дела я не сижу. Существует большое количество процедур и операций, которые выполняются в это время — пересчет денег, проверка наличности на детекторе . Постоянно появляются новые инструкции, я их изучаю. Да и вообще, в банк местные ходят достаточно часто. Зарплату или пенсию целиком снимают редко — предпочитают делить на части. Так что многих я вижу практически каждый день. Скучать не приходится.
По словам собеседниц, на работе сельского отделения очень сказывается сезонность. В конце лета, когда идет уборочная, возрастает количество валютно-обменных операций. Причем в обе стороны: кто-то откладывает заработанное на будущее, а кто-то решается на серьезные траты, например, отдых.
— Жители агрогородка довольно активно берут кредиты — как правило, небольшие, около 1000 рублей, — говорит Ирина. — Правда, здесь тоже есть свои особенности. Жители агрогородка получают зарплату в разные дни, но обычно до 25 числа. Срок оплаты кредитов установлен до конца месяца.
Несмотря на лишь одну кассу, здание достаточно большое. Для специалиста есть все условия: отдельная комната отдыха, где можно пообедать, туалет. Еще здесь своя котельная, за работой которой также следит сотрудник. Здание запитано от двух подстанций, и в случае аварии переключается на запасную. Поэтому даже если в деревне нет света, банк работает.
— Наше отделение — это не исключительно социальный проект, — утверждает Татьяна. — Оно много раз было одним из лучших в стране по выполнению бизнес-показателей. Да и вообще, к примеру, в нашей области из 198 пунктов обслуживания 120 находятся в сельской местности. Думаю, это лучшее подтверждение их востребованности.
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Реклама
Внедрение, обучение, доработки ПО 1С. Опыт реальной автоматизации – 20 лет.
Источник: news.tut.by