Льняные джинсы против Zara. Как мы ходили «на шопинг» с главой «Беллегпрома»

«Вот скажите, чем не Европа?» — окидывает взглядом ассортимент в магазине Оршанского льнокомбината председатель концерна «Беллегпром» Николай Ефимчик. Сам руководитель одет почти во все белорусское, но признаётся, что иногда может купить себе что-нибудь и у западных масс-маркет-брендов. FINANCE.TUT.BY прогулялся с председателем «Беллегпрома» по торговому центру Dana Mall и поговорил о том, почему не надо стыдиться белорусского, о конкуренции с Zara и магазинами-«тюбетейками» и почему в легпроме в этом году не будет «попиццот».

«Европа в чистом виде»

— Многие белорусы стесняются отечественного легпрома. Говорят: это некрасиво, нестильно, немодно. Но это стереотип, который пора уже забывать. Наш легпром сегодня — это Европа в чистом виде, — рассуждает Николай Ефимчик, пока мы бродим между рядами с обувью в магазине Belwest.

В подтверждение своих слов председатель концерна приводит эту обувную фабрику, 55% акций которой принадлежат «Беллегпрому». Belwest, созданный по инициативе немецкой фирмы Salamander, сегодня, по словам Николая Ефимчика, уже обогнал «основателя» по «цене и качеству» и даже по мерчандайзингу — выкладке товаров в магазине.

— Belwest — одно из самых эффективно управляемых и продвинутых наших предприятий. Таких мало не только в Европе, но и во всем мире. На фабрике серьезная автоматизация рабочих процессов, которая практически исключает ручной труд. Например, сегодня «Адидас» работает по схожей «безлюдской» технологии.

В состав «Беллегпрома» сегодня входит 96 организаций, 76 из которых — промышленные предприятия. За последние три года количество участников концерна только увеличилось. В 2015 году присоединилась гродненская компания «Конте Спа», в 2017 году — брестское швейное предприятие «Панда».

— Я думаю, количество организаций в концерне будет только расти. Предприятия заинтересованы вступать в подобные объединения — это общемировая практика. Это упрощает процесс поиска партнеров, дает возможность лоббировать интересы компании не только на государственном уровне, но и на внешних рынках. Кооперация — это великое дело.

Белорусские джинсы — 43 рубля вместо обещанных 100

— Покажите нам знаменитые белорусские джинсы, — просит председатель концерна, когда мы заходим в магазин Оршанского льнокомбината. — Я и сам в таких хожу — замечательные джинсы!

С начала лета льняные джинсы отечественного производства, как говорят в магазине, можно купить во всей сети предприятия. Цена — 43 рубля, хотя еще в конце весны сам Николай Ефимчик говорил, что белорусские джинсы будут стоить как минимум 100 рублей.

— Как удалось снизить цену более чем в два раза?

— Так и удалось. Конкуренция требует формирования цены. Цена должна быть разумной. Закладывать сумасшедшую рентабельность, если твоя одежда будет просто висеть на вешалке, — это неправильно.

Помимо Belwest и «Беларускі лён», в торговом центре много магазинов других предприятий, входящих в «Беллегпром»: «Галантэи», «Милавицы», «Калинки», «Полесья», Барановичского ПХО и других. Руководитель рассказывает, что всего по стране у концерна 750 торговых точек, 200 из которых расположены в крупных торговых центрах.

— Если говорить про равную конкурентную среду, то возникает вопрос. Наши магазины за квадратный метр платят 35−40, а иногда и 50 евро. И это без коммунальных услуг. Для иностранных брендов условия намного лучше. С такой ценой на аренду попробуй отбить рентабельность. Хотелось бы понимания со стороны владельцев торговых сетей.

Еще один способ продажи своей продукции для «Беллегпрома» — работа напрямую с предпринимателями. Несколько лет назад концерн открыл оптовые базы, где ипэшники могут покупать товар по отпускным ценам заводов-производителей. Сегодня в Беларуси работает шесть таких оптовых баз.

— Мы под 20% продукции продаем частным предпринимателям или иным структурам, которые продают ее в собственных торговых точках. Они могут либо закупаться на наших оптовых базах-складах, либо обращаться напрямую на фабрики. Это такая демократическая форма работы с малым и средним бизнесом. Приехал и отобрал, сколько надо единиц продукции, — так называемый мелкий опт. Предприниматели могут отшивать вещи по индивидуальным заказам. Здесь только вопрос цены. Как говорится, любой каприз за ваши деньги.

«Смотрим, куда движется мир, добавляем наше собственное видение»

Когда мы заходим в магазин Zara, Николай Ефимчик признаётся: «Себе бы кое-что в магазинах западных масс-маркет-брендов я бы купил. То, что не производят наши предприятия. Например, хлопковые джинсы».

В магазине Николай Ефимчик с ходу берет пальто. Стоимость — почти 290 белорусских рублей. Состав — полиэстер и вискоза.

— Рентабельность таких брендов и наших производителей несравнима. Полиэстер — это дешевле, чем натуральные ткани. То есть себестоимость у таких вещей заведомо ниже, а цены держатся на высоком уровне — маржинальность однозначно больше.

Zara и другие масс-маркет-бренды, которые недавно пришли в Беларусь, председатель концерна не считает серьезными конкурентами: клиент все равно сам выберет, что ему больше нравится.

— Поскольку это легально ввезенные брендовые вещи по ценам, сопоставимым с нашими, в этом смысле мы, конечно, конкуренты. Но клиент сам выберет, что и где покупать. У разных людей разные предпочтения. Если кто-то хочет ходить исключительно в «Хьюго Босс» — ради бога, пускай ходит.

При этом Николай Ефимчик считает, что на опыт зарубежных брендов все равно стоит ориентироваться. Но не столько в том, что они шьют, сколько в том, как они продают.

— Дело не только в производстве — дело в мерчандайзинге и подаче. Опыт лучших надо использовать. Но это не значит, что мы берем и бездумно копируем. Мы тоже ездим на мировые выставки, где презентуются общие тенденции. Смотрим, куда движется мир, добавляем наше собственное видение. Я скажу, что наши дизайнеры не такие, что стремятся у кого-то что-то скопировать.

Более серьезными конкурентами для «Беллегпрома» стали предприниматели из Средней Азии, на которых часто жалуются белорусские ипэшники из-за очень низких цен в их магазинах.

— Они действительно ударили по товарообороту наших предприятий. Наши люди думают: чем дешевле, тем лучше. Но на самом деле не так. Я всегда в пример привожу носки: у них можно купить пару за 50 копеек, в наших магазинах — за 2 рубля. В первых на завтра резинка уже не держится — и за неделю ты условно должен купить четыре пары. То на то и выходит. Дешевизны за счет чего добиваются? Заменят материалы, меняют технологии — все это сказывается на качестве.

«Мы научились производить, а сейчас надо научиться продавать»

Несколько лет назад 60% предприятий «Беллегпрома» были убыточные. Сегодня, по словам председателя, таких предприятий в концерне менее 30%.

— Меняется философия к тому, что производить, как производить и где продавать — вот результата потихоньку и добиваемся. Наши предприятия демонстрируют достойный уровень. При помощи государства идет серьезное техническое перевооружение — это позволяет в 2,5−3 раза увеличить производительность.

— Есть ли предприятия, которые сегодня работают на неполной занятости?

— Такие предприятия есть. Но нет такого, чтобы предприятие постоянно стояло на неполной загрузке. Например, в этом месяце предприятие может работать на заказах и открыты будут два цеха из трех, а в следующем месяце предприятие будет выпускать собственную продукцию и работать будут все цеха. Вот это в нашем случае и есть неполная загрузка. А такого, чтобы предприятие стояло постоянно, нет.

«Сдерживающим фактором» для развития предприятий «Беллегпрома» Николай Ефимчик считает отсутствие оборотных средств. Высокие проценты по банковским кредитам «вымыли» из оборота огромные суммы денег.

— Предприятия были серьезно закредитованы, своих оборотных средств у них нет. Сегодня у нас дефицит порядка 150−200 миллионов белорусских рублей. Если бы мы имели эти деньги, то могли бы увеличить объем производства, и финансовые показатели всех предприятий были бы лучше.

Несмотря на успехи «Беллегпрома» за последние годы, выйти к концу 2017-го на требуемую зарплату «попиццот» на предприятиях не удастся, считает председатель концерна.

— К сожалению, легкая промышленность традиционно не является высокозарплатной отраслью. Работникам наших предприятий я бы хотел платить больше, но мы тогда вылетим с рынка. В структуре себестоимости зарплата занимает значительное место — до 25%. Должен быть рост производительности над ростом зарплат: вот начались положительные тенденции, их надо удержать. В этом году у нас задача — выйти на зарплату в 800 рублей, а через год, если будет рост, и 1000 рублей дадим. Это мы считаем среднюю зарплату, а я бы предложил учитывать зарплаты ключевых специалистов. Например, на текстильном производстве это ткачи, красильщики, на швейном — швеи, раскройщики. Эти специалисты, к слову, уже значительно больше получают. Но есть же еще много вспомогательных профессий, которые организовывают их работу: те же грузчики, электрики, комплектовщики, уборщики. Им зарплату тоже надо платить, поэтому средняя такая и выходит.

— В чем, по-вашему, главное преимущество белорусского легпрома?

— Главное преимущество отечественного легпрома — то, что у нас есть высокотехнологичное оборудование, благодаря которому мы можем производить продукцию любого уровня по достаточно доступным ценам. Мы лишней рентабельности не закладываем, опыт показывает: увеличив цену, ты от этого не выиграешь.

— А в чем основные недостатки?

— Зашоренность. Мы не умеем продавать — сейчас только учимся. Мы научились производить, а сейчас надо научиться продавать, в том числе и далеко за рубеж. Директора предприятий часто боятся действовать — мы проигрываем в оперативности принятия решений. Должно быть больше свободы. Бизнес — это мгновенное принятие решений, принятие ответственности за них и рисков. А вот к рискам, к сожалению, многие наши директора не готовы.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


Реклама

 
Внедрение, обучение, доработки ПО 1С. Опыт реальной автоматизации – 20 лет.

Источник: news.tut.by

Оставить ответ

*