Успешная реформа в сфере пассажирских перевозок по железной дороге столкнулась с сопротивлением
Реформа пассажирских перевозок в России проходит успешно, но этот редкий в наши дни положительный пример остался почти без внимания прессы. Между тем отдельные новости об открытии новых маршрутов, покупке современных составов и введении высокотехнологичных услуг для пассажиров РЖД складываются в цельную картину, которая доказывает: сфера пассажирских перевозок в России, наконец, выходит из депрессии. В 2016 году созданная еще семь лет назад Федеральная пассажирская компания, наконец, добилась заметных успехов. Доходы от пассажирских перевозок увеличились на 11%, а чистая прибыль компании, по сравнению с первым годом ее работы, выросла в 16 раз. ФПК удалось снизить убыток от продажи билетов по регулируемым тарифам более чем в два раза, при этом пассажиропоток в дерегулируемом сегменте (то есть в вагонах скоростных поездов и вагонах класса люкс, СВ и в купе поездов дальнего следования) возрос на 7,2%. Несмотря на то что в 2016 году государство сократило объем субсидий на перевозки почти на 6 млрд рублей, компания инвестирует в покупку новых вагонов и продолжает показывать рост операционных доходов.
Потребители откликаются на нововведения ФПК. Новая система скидок, бонусные карты для часто путешествующих пассажиров, предварительная продажа билетов за 60 (вместо 45) суток, введение электронных билетов и частые акции, которые дают возможность «посмотреть страну» миллионам пассажиров, сделали картину совсем иной, чем это было еще в 2015 году, – тогда, если помните, в феврале, были полностью отменены пригородные электрички в Вологодской, Псковской и Тульской областях, а в августе вице-президент РЖД Михаил Акулов констатировал «снижение транспортной активности населения».
Сегодня скоростные «Ласточки» (кстати, отечественного производства) стали привычными для жителей Центральной России и Урала. В октябре 2017 года на маршруте Екатеринбург – Каменск-Уральский «Ласточка» перевезла 2-миллионного пассажира. Постоянно появляются новые маршруты и увеличивается число удобных рейсов. «Стрижи», связавшие Москву с Нижним Новгородом, ходят быстрее прежних «Сапсанов», а в Берлин менее чем за год на новом поезде отправилось более 20 тысяч пассажиров. Состав из вагонов с автоматическим изменением ширины колесных пар не теряет, как раньше, три часа на «переобувание» в Бресте, и пользуется такой популярностью, что железнодорожники говорят о скором запуске такого же «Стрижа» еще и на маршруте Калининград – Берлин. Двухэтажные вагоны, доставка автомобилей пассажиров тем же рейсом – такого в России прежде не бывало. «Экономика пассажирского транспорта во всех странах мира организована таким образом, что двумя конкурирующими стратегиями являются относительно скромное повышение качества услуг за умеренную плату и их революционная трансформация с соответствующим повышением цены. ФПК, по объективным причинам, сфокусировалась на первой стратегии – и добилась неплохих результатов», – отмечает доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев.
Параллельно с развитием сервисов ФПК работает над снижением разницы между экономически обоснованным и фактическим уровнем тарифов при перевозках в плацкартных и общих вагонах. В этом сегменте разницу между ценой купленного в кассе билета и реальными расходами перевозчика покрывает государство, и еще при прежнем руководстве РЖД размер субсидий вызывал острую реакцию в обществе. ФПК в условиях сокращения господдержки удалось добиться успехов и в этом направлении: если в 2016 году превышение затрат над ценой билета составило 18,4% для плацкартных и 61,6% для общих вагонов, то в 2017 году цифры были снижены до 18,3% и 32,2% соответственно. Именно на этом фоне Федеральная антимонопольная служба предложила полностью лишить ФПК субсидий на обеспечение социально значимых перевозок, поставив под угрозу развитие пассажирских перевозок во всех сегментах.
Инициативы ФАС в последнее время вызывают некоторые вопросы. В середине октября Кремль вернул в правительство проект указа президента о Национальном плане развития конкуренции, в котором в первом же пункте было предложено «считать активное содействие развитию конкуренции в РФ приоритетным направлением деятельности президента и правительства». Главное правовое управление Администрации президента отметило, что «направленность деятельности президента и правительства определена Конституцией». Можно проанализировать в комплексе инициативы ведомства, вызвавшие острую реакцию у деловых кругов и отраслевых министерств. В сентябре в АП была заблокирована инициатива ФАС о подключении к борьбе с картелями, помимо МВД, органов ФСБ, Следственного комитета и Генпрокуратуры. В предложенном ФАС проекте президентского указа было запланировано резкое расширение полномочий службы, против которого возражали и РСПП, и «Деловая Россия», получившие поддержку в Белом доме, где ведомству солидарно оппонировали Минэкономики, Минстрой и Минэнерго. Отклоняя проект указа, контрольное управление Администрации Президента отметило, что самая тревожная ситуация с конкуренцией сегодня складывается вовсе не там, где действуют госмонополии, а, к примеру, на рынке ЖКХ, где отсутствуют эффективная конкурентная среда и прозрачные механизмы тарифообразования. Негативно оценив предложение о запрете покупки государством частных компаний в конкурентных отраслях, в Администрации подытожили: «Основная часть мер, предусмотренных проектом указа, запретительная и не направлена на развитие инвестиционной привлекательности и расширение участников рынка».
В мае текущего года Вячеслав Иноземцев опубликовал статистику эффективности деятельности службы. Эксперт отмечает, что в 2015 году из 4,5 тысячи рассмотренных сделок по вопросам слияний и поглощений ФАС отказала менее чем 0,3%. Лишь в 4% случаев служба выдает предписания об обязательной продаже активов или уходе с отдельных рынков. Для сравнения эксперт приводит аналогичные цифры по деятельности аналогичных ведомств в США и ЕС. Средний штраф за нарушение антимонопольного законодательства в обоих регионах составляет около $100 млн. Отказы по сделкам по слиянию и поглощению – от 25 до 40% в год, предписания об ограничении монопольной позиции на рынке – 85% в ЕС и 75-80% в США. В США самые мелкие монополисты, попавшие в поле зрения соответствующих служб, имеют оборот в $ 800 млн, в Европе – около € 5 млрд. У нас к ответственности привлекались владелец магаданской автомойки и сыктывкарский индивидуальный предприниматель, торгующий краской для волос.
Последнее дело, возбужденное ФАС в отношении Федеральной пассажирской компании, связано с жалобой клиента на невыгодные условия переоформления электронного билета на поезд дальнего следования. Впрочем, в ФПК, вероятно, ожидают, что интересы службы сместятся в сторону развития пассажирских перевозок на территории огромной страны, что имеет все шансы действительно серьезно повлиять на экономику.
Подготовлено по материалам сетевого издания «Новые Известия»
Источник: mk.ru