Власть запретила трясти богатых, когда есть нищие и безропотные
«Затягивая потуже пояса» — так может звучать жизненный девиз рядового россиянина на 2019 год. Федеральные власти одной рукой щедро раздают почти 25 триллионов на нацпроекты, а другой выгребают последние крохи из карманов пенсионеров и рядовых получателей коммунальных платежек.
Кого «раскулачивать» будут
Глава Министерства экономического развития Максим Орешкин потребовал прекратить любые дискуссии по поводу возможного «изъятия сверхдоходов» у предприятий из экспортно-ориентированных отраслей. Напомним, что еще 9 августа предшественник Орешкина на министерском посту, а ныне помощник президента Андрей Белоусов предложил увеличить налоговое бремя для таких отраслей — а именно химической и металлургической.
По оценке Белоусова, в прошлом году благодаря комфортному курсу рубля на экспорте продукции они сумели дополнительно заработали более 1,5 трлн. рублей. И теперь, по мнению чиновника, химики и металлурги просто обязаны поделиться с государством.
После заявления Белоусова появилась информация, что механизмы налогового изъятия «сверхдоходов» уже прорабатывает Минфин России. Ведь будут дополнительные средства в бюджете — будут и расходы на нацпроекты.
Орешкин считает, что ни о каком повышении налогового бремени речи быть не должно. «Дискуссия должна быть о том, что нужно сделать, для того, чтобы количество инвестиционных проектов в нашей стране увеличилось и чтобы свободный денежный поток, который формуется в разных компаниях, активнее инвестировался», — уверен министр.
Кто с Орешкиным спорить будет: на бумаге выглядит всё очень красиво. Но вот на деле налоговое бремя для реальной экономики (а значит, и для нас с вами — потребителей товаров и услуг) повышается. Только недавно было одобрено повышение базовой ставки НДС с нынешних 18 до 20 процентов: по оценке правительства России, это позволит дополнительно получать в федеральный бюджет 620 млрд. рублей ежегодно. Они якобы пойдут на реализацию «майского» указа президента «О национальных целях и стратегических задачах развития».
Правда, бремя повышения НДС для некоторых отраслей уже поспешили переложить на граждан. Скажем, чтобы компенсировать потери предприятий ЖКХ, министр энергетики России Александр Новак предлагает в будущем году провести не одно, а два повышения тарифов. С первого июля (как и планировали ранее) — на 4%, в соответствии с инфляцией, но еще и с первого января на 1,9% (в связи с повышением ставки НДС).
Зачем Медведеву новый «Фонд развития»?
Правительство России, как видно, судорожно ищет способы для пополнения бюджета, исходя из гигантских обещанных трат. Скажем, все «сверхдоходы» от повышения НДС будут аккумулированы в Фонд развития для осуществления инвестиционных расходов, о создании которого еще 21 июня объявил премьер-министр Дмитрий Медведев.
Средства из этого фонда будут направлять на реализацию нацпроектов и «майского указа» президента (их конечные цели частично пересекаются). По словам Медведева, наполняться фонд будет в том числе и за счет первичного структурного дефицита бюджета (то есть дефицита без учета выплат по внешнему и внутреннему долгу) на уровне 0,5% ВВП.
Проще говоря, именно за счет увеличения внутреннего государственного долга. А ведь не далее как в мае, на Петербургском экономическом форуме, министр финансов Антон Силуанов заявлял, что бюджет-2019 будет бездефицитным. Но в итоге, видимо, все же подсчитали: без увеличения внутренних заимствований на все «хотелки» чиновников денег не хватит. Зато просчитывать конкретные источники обслуживания выросшего госдолга придется именно Минфину.
Быть может, федеральные чиновники надеются и на то, что стоимость нефти в ближайшее время не упадет. А вдруг нефть все же подешевеет? А вдруг не произойдет обещанного роста собираемости НДС на фоне падения деловой активности в экономике? А вдруг олигархи, у которых собираются изъять сверхдоходы, пойдут жаловаться президенту?
Вот и решают чиновники стричь тех, у кого деньги гарантированно есть — то пенсионеров, то рядовых получателей коммунальных платежек. Народу в России много, вот на круг и выйдут те самые сотни миллиардов, которых не хватает для обещанных мегапроектов.
Давайте начнем с госкорпораций
— После отличных результатов, показанных Путиным на президентских выборах, федеральные власти искренне считают, что им все можно, — объясняет логику принятия экономических решений старший научный сотрудник Института экономической политики Сергей Жаворонков. — На мой взгляд, государству сначала нужно отчитаться перед обществом и бизнесом, зачем ему такие огромные дополнительные расходы. Лично я как экономист этого сейчас не понимаю.
Нужно провести независимый аудит нацпроектов, которые по сути засекречены, ни один из них до сих пор не опубликован. Может, мы все же обойдемся без мостов на Сахалин и магистралей в Грозный, обойдемся без очередного повышения оборонного бюджета (оно ожидается, кстати, уже к 2020 году), тогда и на пенсиях экономить не надо, и никого не нужно «раскулачивать»?!
«СП»: — А как вы оцениваете предложение Андрея Белоусова по «изъятию сверхдоходов» у компаний, успешных в экспорте? Это экономически оправданно?
— Конечно, нет! Установление налогов задним числом — это вообще какая-то дикость. Фактически, речь идет о принудительном изъятии прибыли за прошлый год… которая уже вся распределена!
Белоусов говорит про «сверхрасходы», а мне хотелось бы знать: «сверхрасходы» этим компаниям кто-то компенсирует, если цены низкие? Наверное, нет. Тем же химикам государство не помогало в кризисное время, а сейчас денег от них хочет.
«СП»: — В общем, вы согласны с Орешкиным, что частный бизнес нужно оставить в покое?
— Если вообще говорить о «сверхдоходах», так давайте начнем все же не с частного бизнеса, а с государственных корпораций! Или, скажем, с «Роснефти», которая платит дивиденды не государству, а «Роснефтегазу», а его финансовая отчетность, как и нацпроекты, тоже засекречена. Сколько сейчас на ее счетах скопилось нераспределенной прибыли, ни вы, ни я точно не знаем.
Источник: newsdiscover.net