Валютный кризис: что будет с рублем после атаки на Сирию

Рубль уже было начал потихоньку отыгрывать падение, которое он испытал после введения США санкций против отечественных компаний и бизнесменов. Также начался рост и на фондовых рынках. Впрочем, эксперты «Свободной прессы» разошлись в прогнозах относительно макроэкономической ситуации в России.

Доллар и евро подорожали на 10%

Госказначейство США ввело санкции в отношении российских чиновников, бизнесменов и компаний еще в минувшую пятницу, 6 апреля. Основанием для новой порции экономических санкций стала «злонамеренная активность» (malign activity) России: поддержка сепаратистов на Украине и режима Башара аль-Асада, кибервойны против западных стран…

Правда, резкая реакция на введение новой порции санкций последовала лишь в понедельник. Дополнительное давление на фондовые и валютные рынки оказало ухудшение ситуации вокруг Сирии, по которой Дональд Трамп пообещал нанести, а потом и нанес военный удар из-за предполагаемой химической атаки в пригородах Дамаска (по мнению Запада, за ней якобы стояли именно сирийские власти).

И уже понедельник начался с фактического обвала котировок на крупнейших фондовых площадках России: индекс ММВД упал почти на 9%, а индекс РТС — на 13%. Следом лихорадить начало валютные рынки: курс евро с понедельника по четверг подскочил на 7,4 рубля (на 10,2%), а курс доллара — на 5,5 рубля (на 9,5%).

Евро «пробил» психологическую отметку в 79 рублей (такого не было с февраля 2016 года), а доллар поднялся выше 64 рублей впервые с ноября 2016 года. Рубль пережил резкое ослабление и по отношению и ко всем прочим валютам.

В магазинах бытовой и мобильной электроники снова появились подзабытые очереди: люди решили вложить накопления в телевизоры и смартфоны. Пока не подорожают. Но если уже в среду начался умеренный рост на фондовых площадках России, то в четверг начал «отрастать» и рубль. В частности, официальный курс евро, установленный Центробанком на пятницу, снизился на 2,53 рубля, а курс доллара — на 2 рубля.

Медсестра важнее Центробанка?

С успокоительными заявлениями выступали и официальные лица. В частности, глава Центробанка Эльвира Набиулина на пленарной сессии «Биржевого форума — 2018» заявила, что никаких рисков для макроэкономической стабильности не видит.

«У Центробанка есть широкий набор инструментов для того, чтобы действовать в разных ситуациях, если возникнут риски для финансовой стабильности… На наш взгляд, сейчас таких рисков нет, нет необходимости применять какие-то системные меры», — сообщила Набиулина.

Вторил ей и заместитель председателя Внешэкономбанка Андрей Клепач: на Красноярском экономическом форуме он заявил, что курс скоро вернется к отметкам ниже 60 рублей за доллар.

Укрепление рубля, правда, происходит не за счет каких-то запущенных государством механизмов — а исключительно по причине того, что смягчилась риторика властей США. Руководитель Государственного казначейства Стивен Мнучин заявил, что американские власти не рассматривают возможность введения санкций против госдолга России.

По этому поводу экономист Михаил Делягин даже сыронизировал: дескать, курс рубля сейчас определяет вовсе не российский Центробанк, а чернокожая медсестра, дающая президенту США по утрам успокоительное.

Похоже, что теперь успокаивающие прогнозы, уже неактуальны. Трампу не успели вовремя дать нужное лекарство.

Госдолг будут «заливать» пустой эмиссией

— Кроме санкций, на рубль давит крайне небезопасная ситуация в самой России, где, как показывает «дело Магомедова», прийти могут даже к тем, кто вчера считался близким властям. Это стимулирует вывоз капитала, — считает старший научный сотрудник Института экономической политики Сергей Жаворонков. — По итогам 2017 года чистый отток капитала не сократился, а вырос — с $15 до $31 миллиарда.

Обратите внимание на Сулеймана Керимова — будучи отпущенным из-под домашнего ареста по семейным делам в Россию, он предпочел вернуться обратно во Францию и доказывать свою невиновность во французском суде, хотя мог бы не делать этого. При всех проблемах западной правовой системы, там сложно в одночасье все забрать.

Ну и наконец. Сейчас в Фонде национального благосостояния (ФНБ) осталось около 3,7 трлн. рублей. За три года российские власти потратили более 6 трлн. из стабфондов. Плановый дефицит бюджета 2018−2020 годов превышает 8 трлн. рублей, из которых даже ФНБ плюс плановые заимствования в 1,8 трлн. рублей оставляют существенную «дыру».

И рынок подозревает, что в какой-то момент его будут «заливать» пустой эмиссией, так как сокращать расходы российские власти принципиально не хотят. Да и займы в 1,8 трлн. под сомнением, учитывая дальнейшую эскалацию санкций с перспективой запрета на покупки российского госдолга.

«СП»: — Каковы ваши прогнозы относительно курса рубля в ближайшие недели?

— Я не профессиональный инвестор. Но когда вижу, что бюджет трещит (а я это видел, например, еще в середине 2013 года), то покупаю доллары и евро.

Не могу предсказать пик, на котором лучше сбрасывать наличность в короткий период. Условное 17−18 декабря 2014 года, когда доллар был за 70 рублей. За минувший год наличный евро рос к доллару на 7%, вложения в него были выгодны. Думаю, что среднесрочно валюта будет расти, а краткосрочно пик придется на дни, на которые выпадут основные боевые действия.

Все прогнозы зависят от санкций

Впрочем, не все экономисты придерживаются столь негативных оценок макроэкономической ситуации в России. Управляющий партнер компании «Финансовый и организационный консалтинг» (ФОК) Моисей Фурщик высказал такое мнение:

— Без учета санкционной ситуации макроэкономическое положение России было стабильным: оснований для значительного снижения рубля не было, как и для роста.

Но санкции в корне меняют дело. Во-первых, возникает вероятность значительного снижения экспорта, то есть ухудшения торгового баланса.

Во-вторых, весьма вероятен серьезный отток средств с российского финансового рынка. Как из-за распродажи акций, так и прекращения иностранцами операций carry trade (получение прибыли на валютном рынке за счет разной величины процентных ставок в разных странах — Ред.).

В-третьих, потребуются средства для фининсирования увеличивающегося дефицита бюджета. А для этого может потребоваться «помощь» Центробанка.

«СП»: — Но в среднесрочной перспективе ваши прогнозы скорее позитивные?

— Все будет зависеть от санкций. Без них всё было бы весьма стабильно, хотя и не суперпозитивно. Но к сожалению, высока вероятность дальнейшего расширения санкций после атаки на Сирию и тогда ситуация может быстро и заметно ухудшиться.

Источник: newsdiscover.net

Оставить ответ

*