Счетная палата: Майские указы Путина на грани срыва
Счетная палата ставит под сомнение реализацию новых майских указов президента РФ Владимира Путина. Об этом говорится в заключении аудиторов СП на проект бюджета на 2019−2021 годы, обнародованном 15 октября. Прежде всего, речь идет о попадании России в топ-5 экономик и обеспечении темпов экономического роста выше мировых. Как ранее объяснял глава Минэкономразвития Максим Орешкин, имеется в виду показатель ВВП по паритету покупательной способности (ППС). Если брать этот индикатор, Россия в данный момент находится на шестом месте в мире, а на пятом — Германия. Выйти на пятое место, согласно плану российского лидера, нужно к 2024 году.
Счетная палата обнаружила, что ведомство пытается выдать желаемое за действительное. Минэкономразвития, отметили аудиторы, использует прогнозные оценки МВФ по ВВП по паритету покупательской способности РФ и ФРГ, а они отличаются от фактических данных, опубликованных Всемирным банком. «Кроме того, использовался расчетный курс рубля и евро к доллару по ППС, что увеличивает неточность получаемых оценок», — констатировали аудиторы.
Чтобы выяснить истину, в Счетной палате провели альтернативные расчеты. «Полученные результаты свидетельствуют, что при реализации предположений Минэкономразвития о темпах роста экономик России и Германии значение ВВП по ППС в ценах 2017 года для Германии окажется в 2024 году по-прежнему выше, чем для России», — говорится в заключении СП.
Не видят аудиторы и необходимых объемов финансирования для обеспечения в 2020—2024 годах динамики инвестиций в основной капитал. В условиях растущей волатильности финансовых рынков и неопределенности, связанной с санкциями США, отмечают они, компании и вовсе могут сократить вложения. Так уже было в 2015—2016 годах, когда инвестиции в основной капитал снизились на 10,3%. Между тем, Минэкономразвития оптимистично прогнозирует ускорение роста вложений в основной капитал — до 7,6% к 2020 году с дальнейшим замедлением до 6,1% в 2024-м.
Под вопросом и сокращение бедности в два раза. В Счетной палате утверждают, что оценить эффект дополнительных мер социальной и адресной поддержки попросту нельзя — неясно, какие это меры и каковы будут финансовые затраты на них.
Сомневаются аудиторы и в росте реальной зарплаты россиян на 0,6% в 2019 году. Дополнительных мер для повышения оплаты труда бюджетников не предполагается. А во внебюджетном секторе ее рост будет определяться динамикой производительности труда, которая увеличится всего на 0,1%.
И еще показательный момент. Аудиторы отметили, что Минэкономразвития в прогнозе на 2023−2024 годы изменило сложившиеся параметры распределения населения по доходам. Это позволит обеспечить — на бумаге — «более быстрое снижение расчетного значения уровня бедности в этот период».
«Существенное изменение параметров может свидетельствовать о существовании рисков несоблюдения заложенных в прогноз гипотез в отношении снижения численности населения с доходами ниже прожиточного минимума и, соответственно, недостижения определенного указом снижения уровня бедности», — сухо констатирует Счетная палата.
Аудиторы также отметили, что Минэкономразвития недооценивает внешние шоки — падение или рост нефтяных цен, санкции, геополитические конфликты и торговые войны.
Другими словами, буквально все оптимистичные проектировки Минэкономики трещат по швам. И возникает вопрос: можно ли вообще реализовать майские указы Владимира Путина?
— Кудрин ранее обозначил новое направление деятельности Счетной палаты — превращение ее в центр экспертизы макроэкономических трендов и содержания экономической политики, — отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — В этом смысле заключение на проект бюджета на 2019−2021 годы — первый опыт такой экспертизы. И многим кажется, что это ушат холодной воды на голову правительства.
На мой же взгляд, Счетная палата подготовила честный анализ. И очень жаль, что этого не было сделано раньше — до того, как майские указы были подписаны главой государства.
«СП»: — Какие главные выводы следуют из анализа СП?
— Палата совершенно справедливо констатирует, что эффект от нацпроектов остается абсолютно неясным. Даже самые грубые первоначальные прикидки не дают ответа, что именно, и в какой мере придется вкладывать в будущий рост. А поскольку ситуация остается неопределенной, темпы роста экономики вряд ли превысят 2% ВВП даже на горизонте 2024 года.
«СП»: — Насколько это неблагоприятно для экономики?
— Это весьма жесткий негативный сценарий. Причем, замечу, косвенно он подтверждается прогнозом самого Минэкономразвития по структуре ВВП. На всем шестилетнем треке, считают в ведомстве, эта структура будет оставаться стабильной. Получается, в ведомстве не ждут структурных изменений в экономике, но при этом почему-то ждут ее стремительного подъема.
Аудиторы нашли целый ряд прогнозных нестыковок: между высокими ценами на нефть и низким курсом рубля, между значительным ростом инвестиций и низким уровнем промышленного производства, между высокой динамикой торговли и символическим ростом реальных доходов населения. Кроме того, они указали на ряд позиций, ничем не обоснованных. Например, на необъяснимый рост несырьевого экспорта.
Все это, по мнению аудиторов, усиливает риск недостижения запланированных темпов роста от 3% ВВП и выше.
«СП»: — Что нужно, чтобы исправить ситуацию?
— Здесь действует старое правило: осуществимость прогноза зависит от содержания экономической политики. Между тем, каких-либо внятных предложений со стороны правительства в этом направлении мы не видим.
Кабмин мог бы внести корректировки в бюджет на этапе его принятия Госдумой, плюс подумать, какие шаги предпринять, чтобы пенсионная реформа принесла экономический эффект, ради которого она и затевалась. Все же реформа — это, образно говоря, паровоз со многими вагонами. А у нас за изменениями в пенсионном законодательстве никаких «вагонов» не просматривается.
«СП»: — Почему кабмин не идет на решительную перестройку экономики?
— Потому что считает, что в нынешней ситуации главное — не сломать сложившуюся логику, когда низкая инфляционная среда подстраховывается бюджетной консолидацией. Правда, при этом неизбежно возникают адреса структурных реформ. И это вызов как правительству, так и институтам гражданского общества.
На деле, ускорение экономики невозможно не только без диалога власти с обществом по вопросам экономической политики. Нужна еще и модернизация, или даже перезагрузка политической системы страны.
— Я бы не стал в полной мере доверять выводам Счетной палаты, — отмечает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Ее возглавляет Алексей Кудрин, который в настоящий момент ведет выраженную линию по дискредитации политики современного российского руководства.
Замечу, либеральные круги давно предрекают крах российской экономике, но сегодня еще и ставят экономическую успешность в зависимость от политических реформ. Те же структуры, близкие к Кудрину, опубликовали в последнее время ряд материалов, в которых требуют от Кремля свернуть активную внешнюю политику — сосредоточиться на внутренних проблемах, в том числе социальных. Хотя именно либералы не думали о социальном положении трудящихся все 1990-е годы.
На деле, через Кудрина идут определенные импульсы Кремлю со стороны Запада. Нам предлагают пойти на уступки в обмен на смягчение санкций. Но если Россия пойдет этим путем, я считаю, страна просто рухнет. Мы это уже видели во времена Михаила Горбачева: когда СССР перестал бороться за свое существование — перестал проводить активную внешнюю политику, и пошел на странные правовые и политические реформы — он обвалился. Боюсь, то же самое может произойти с Россией.
Источник: newsdiscover.net