МВФ предписывает властям РФ не тратить деньги внутри страны

Международный валютный фонд (МВФ) скорректировал свой прогноз по росту экономики России. Если ранее в фонде ожидали роста на 1,4% по итогам года, то теперь – на 1,2%. Однако основное опасение зарубежных финансистов вызывает вероятность «распечатывания валютной кубышки», которая наполняется откачиваемыми из экономики деньгами. МВФ рекомендует не тратить эти деньги внутри России, а вкладываться в «благонадежные иностранные активы». Инвестиции в РФ иностранцы считают «нецелесообразными».  

 

МВФ понизил прогноз по росту ВВП России. Теперь в фонде ожидают, что по итогам года экономика страны не вырастет больше чем на 1,2%. 

В то же время ожидания экспертов по 2020 году лучше – прогноз на следующий год был повышен до 1,9%.

Зарубежные эксперты не впервые корректируют свои ожидания по российской экономике. Так, в январе МВФ понизил прогнозы по росту экономики РФ на 2019 и 2020 годы на 0,2 и 0,1 процентного пункта – до 1,6 и 1,7% соответственно. В конце мая аналитики организации ожидали, что рост российской экономики в текущем году будет на уровне 1,4%.

Текущее снижение прогнозов в МВФ объясняют слабыми данными за первый квартал, более низкими ценами на нефть и влиянием более высокой ставки НДС на частное потребление. В то же время поддержку росту ВВП должно оказать увеличение расходов государственного сектора в контексте национальных проектов, объявленных в 2018 году. «Уровень инфляции начал падать, и, как ожидается, он вернется к целевому уровню 4% к началу 2020 года», – пишет МВФ.

Кроме того, зарубежные эксперты приветствуют запуск властями РФ пенсионной реформы и планы по увеличению расходов на здравоохранение, образование и инфраструктуру. Тем не менее МВФ призывает российские власти лучше контролировать расходы, чтобы они «были эффективно реализованы и нацелены на ускорение роста».

В то же время перспективы экономического роста в дальнейшем остаются довольно скромными, считают в организации, несмотря на вливания в инфраструктуру в рамках национальных проектов. «В отсутствие более глубоких структурных реформ ожидается, что долгосрочный рост составит около 1,8%», – пишет МВФ.

Однако наибольшее беспокойство фонда вызывает не отсутствие структурных реформ или недостаточная эффективность госрасходов, а существующее бюджетное правило, пишет агентство Reuters. С одной стороны, в МВФ согласны, что бюджетное правило укрепляет фискальную политику и помогает защитить экономику от колебаний цен на нефть, способствуя тем самым ее диверсификации. С другой, «следует избегать дальнейших изменений в правиле, особенно после небольшого смягчения правила в прошлом году, чтобы укрепить свой авторитет», считают в фонде.

Напомним, текущее правило предполагает, что все поступающие от продажи нефти сверхдоходы поступают в Фонд национального благосостояния (ФНБ). На конец июня в фонде находилось свыше 3,7 трлн руб., или 3,6% ВВП. При этом Бюджетным кодексом РФ предусмотрена возможность использования средств ФНБ после того, как его размер достигнет 7% ВВП. Согласно прогнозу Минфина, по итогам 2019 года ФНБ преодолеет эту планку и достигнет 8,1% ВВП.

Зарубежные же экономисты призывают «воздержаться от квазифискальной деятельности» через ФНБ, предлагая российским властям инвестировать средства в «качественные зарубежные активы».

К слову, МВФ не впервые отговаривает российские власти от трат ФНБ. В частности, ранее руководитель миссии МВФ по России Джеймс Роаф не видел целесообразности инвестировать эти средства во внутреннюю экономику. «Мы видим какие-то аргументы, которые могут оправдать и то, что эти средства по превышении этого уровня (7% ВВП. – «НГ») могут инвестироваться в более долгосрочные активы за рубежом. Вряд ли имело бы смысл их инвестировать во внутреннюю экономику. Необходимо сберегать эти средства, может быть, вкладывая в зарубежные активы», – говорил он.

Заметим, эту же идею раньше озвучивала и глава Центробанка Эльвира Набиуллина. В частности, в интервью агентству Reuters она указывала, что регулятор просчитывает несколько сценариев использования властями средств ФНБ. Самым неблагоприятным вариантом в ЦБ тогда посчитали возможность инвестирования всех средств фонда сверх порога в 7% ВВП. В этом случае, говорила Набиуллина, полностью восстановится зависимость экономики и рубля от колебаний цен на нефть. Траты в 1–2% ВВП в год будут по своему влиянию на экономику и реальный валютный курс аналогичны последствиям повышения цены отсечения в бюджетном правиле до 50–60 долл. за баррель, признавала она.

Подобные предложения западных аналитиков не слишком удивляли российских чиновников. «МВФ заинтересован в том, чтобы мы свой ФНБ хранили в иностранных резервах. Действительно, так происходит, потому что обычно такие фонды – и это не только в России, но и в других странах – хранятся в резервах наиболее надежных», – замечал глава Минфина Антон Силуанов. «Тем не менее у нас есть закон, который говорит о том, что после достижения уровня 7% ВВП мы можем инвестировать эти ресурсы. И мы будем это делать, поскольку нам нужны новые проекты, новая инфраструктура», – говорил он, подчеркивая, что подходить к вложениям будут рационально, сохраняя достаточный объем резервов.

В то же время ранее в Минфине не исключали, что РФ может и не тратить средства фонда, даже получив такое право. «Мы можем и не тратить, нет такого обязательства (начать инвестирование средств фонда после достижения 7% ВВП. – «НГ»). Мы сейчас заинтересованы в дополнительном стимулировании экономики – и это один из таких ресурсов для стимулирования. Можно не тратить, конечно. Если увидим, что цена опять будет 30 или 40 долл. за баррель, конечно, ни до каких инвестиционных проектов, будем держать эти деньги для финансирования наших расходов», – рассуждал министр финансов в середине апреля.

Фактически в МВФ считают, что инвестировать излишки накопленного в ФНБ не имеет смысла, сообщают эксперты «НГ». «Но когда такое было, чтобы Россия прислушивалась к тому, что говорят в Международном валютном фонде?» – задается вопросом старший аналитик аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.

Призыв МВФ к инвестициям средств ФНБ за пределы России нацелен на поддержку мирового экономического роста российскими инвестициями, подчеркивает доцент Российского экономического университета им. Плеханова Олег Чередниченко. «И с позиции МВФ это логично. Но с позиции России такой подход неприемлем, поскольку сохраняется проблема оттока капитала из страны. Если добавить к этой негативной динамике государственную составляющую, то проблема оттока капитала усугубится и перспектива получения инвестиционного дохода от вложения в качественные зарубежные активы не перевесит внутренние проблемы, обозначенные выше», – считает он.

МВФ опасается, что в случае, если резервные средства будут возвращаться в экономику, это может привести к формированию различных негативных тенденций, включая возвращение проинфляционных рисков, объясняет главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович. Текущий «рецепт» от МВФ эксперт не считает слишком верным. «В РФ мы уже достаточно длительное время наблюдаем за государственной политикой, лейтмотивом которой фактически является тезис «стабильность в ущерб росту». В результате жесткая бюджетная и фискальная политика уже привела к значительному сжатию потребительского спроса и инвестиционной активности, следствием чего явилось существенное давление на инфляцию», – замечает Покатович. Он, в частности, сомневается, что при текущей подавленности потребительского спроса умеренное перенаправление частей нефтегазового профицита в экономику способно привести к значительному усилению проинфляционных рисков.

Часть экспертов полагают, что финансовые власти все-таки прислушаются к совету МВФ. Скорее всего правительство РФ будет действовать в рамках описанного МВФ сценария, и средства ФНБ действительно не будут направлены в экономику страны, считает аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов. «Причина проста – это формирует риски разгона инфляции даже при условии, если эти средства будут распределяться путем реализации нацпроектов. В то же время вероятность ввода санкций в отношении госдолга со стороны США формирует потребность в резервах, куда более значительных, чем 7% ВВП», – замечает он.

Минфин всегда был склонен скорее сберегать, чем тратить накопления, соглашается руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. «Инвестировать нужно осторожно, неизвестно, как долго продлится хорошая сырьевая конъюнктура, а пока санкционное давление действует, вряд ли заемные капиталы будут дешевыми и легкодоступными для государства. Потому долгосрочный капитал – это слишком ценный ресурс, чтобы его бросать в топку экономического роста, не подумав об альтернативных издержках», – рассуждает он. «Даже в ситуации, когда крепкая нефть дает преимущества, необходимо максимально осторожно инвестировать в проекты. Опасную ситуацию для долгосрочного капитала создает угроза новых санкций в отношении госдолга РФ и вероятный негативный исход торгового конфликта США и Китая», – соглашается гендиректор компании «Флай Плэнинг» Владимир Савченков. 

Автор: Ольга Соловьева

Источник: www.ng.ru

Оставить ответ

*