Кому счет за электричество
По оценкам Минэнерго, в 2017 году темпы роста тарифов для населения составляют 4,3 % по сравнению с 2016 годом, а для прочих потребителей – 10,5 %. Глазами бытового потребителя, все, кажется, хорошо. Но стоимость электричества в бытовой розетке многоквартирного дома выше, чем та сумма, которая стоит в квитанции на оплату. Кто платит? На это можно посмотреть с разных точек зрения. Сумму, недополученную от частных домохозяйств, сетевым компаниям компенсирует перекрестное субсидирование, механизм, который распределяет «недостачу» между остальными потребителями. Ранее это была «последняя миля», когда сетевые компании арендовали подходящие к промышленным предприятиям участки сетей у Федеральной сетевой компании и как взымали плату за передачу электроэнергии, так и закладывали в тариф то самое перекрестное субсидирование. Если в 2012 году это обошлось промышленным потребителям в 220 млрд. рублей, то в этом году цифра может составить уже порядка 368 млрд. рублей с сохранением тенденции на ближайшие годы. Кто-то решит — ну и пусть платят! Только покажите того, кто легко платит «за себя и за того парня». Рост стоимости электричества у производителей напрямую влияет на стоимость товаров и услуг. Так что каждый из нас платит за электричество и по квитанции, и при покупке чего угодно: от помидоров до похода в парикмахерскую.
Резкий рост тарифов для населения допустить нельзя, а возможности компаний закупать электроэнергию по завышенным тарифам не безграничны. Похоже на замкнутый круг. Если раньше крупные предприятия, в том числе из сельского хозяйства, могли присоединиться к сетям ФСК напрямую, то теперь министерство энергетики, похоже, решило включить режим «кнута» и готовится к подключению абсолютно всех потребителей (кроме населения) к механизму перекрестного субсидирования. То есть проблема останется, только «счет за банкет» поделят чуть иначе. Те, кто страдает от перекрестного субсидирования, на короткое время вздохнут с облегчением, но через некоторое время снова возникнет вопрос «Что же делать?», ведь субсидировать надо больше и больше. Доля электричества в стоимости производства, скорее всего, резко увеличится (а для нынешних клиентов ФСК рост тарифов на передачу электроэнергии может составить 92%), упадет конкурентоспособность, прибыль пойдет следом вниз, а значит, уменьшатся и поступления в бюджет. Дальше на очереди могут оказаться рабочие места, стоимость услуг и возможно взрывной рост стоимости электричества для населения. Можно и цены поднять, компенсируя убытки, но этому мало кто обрадуется: цены на все и так растут.
Директор Ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселёв рассказал, чем чреват «перекос» в энергетике и есть ли из него выходы: «Минэнерго своим законопроектом предлагает вообще не решать проблему перекрёстного субсидирования. Наоборот, предлагается сделать ее для промышленных потребителей нормой жизни, бессрочно узаконить для них обязанность оплачивать чужие счета. При этом все хорошо знают, что льготный тариф для домохозяйств мнимый, потому что предприятия перекладывают все платежи в себестоимость продукции и недоплата за электроэнергию оборачивается для населения ростом цен на товары, но это уже не проблема Минэнерго. Стоит отметить, что источником снижения «перекрёстки» не обязательно должен быть скачок тарифа для населения, обширным ресурсом повышения собственной эффективности обладают электросетевые компании. Но пока Минэнерго, по всей видимости, не находит в себе мужества для ликвидации перекрёстного субсидирования, потребители активно переходят на собственные энергоисточники. В итоге получается циклический процесс – из благих побуждений по поддержке финансового состояния электросетей стимулируется уход из сети ключевых потребителей, что в свою очередь делает сетевые услуги ещё дороже для тех, кто пока в сетях остался», – отметил Василий Киселев.
То есть, мера, направленная на удержание тарифов для населения, может по нему же и ударить. Может, лучше подойти с умом и грамотно настроить отрасль?
Источник: mk.ru