К чему привела ошибка «Штрих-М»?

Вчера произошел глобальный сбой кассовых аппаратов. ФНС сказали — потом сочтемся.

Утро 20 декабря началось для многих розничных продавцов с не самого приятного события – с тотального сбоя в работе онлайн-касс: чеки не печатались или «зависали». ФНС на это отреагировала крайне гуманно, разрешив пострадавшим пока не заниматься отчетностью. Началось всё с раньше всех проснувшегося Владивостока, затем проблему обнаружили в Сибири, ну а следом выяснилось, что она затронула практически всю страну.

Петербуржцы во всем винят производителя ККТ под названием «Штрих-М» – компания известна во многом созданием зоны платной парковки и обещанием обеспечить валидаторами весь общественный транспорт. Так, гендир «Буквоеда» Денис Котов рассказывает, что чеки приходится выписывать вручную, а специалистов по ремонту фискальных накопителей, которых спешно рассылает «Штрих-М», на всех не хватает. В преддверии новогодних праздников, когда торговля запланирована в особенно бойком режиме, каждая минута подобного промедления выливается в огромные убытки. Оказывается, весь розничный бизнес может зависеть от одной компании, сетует Котов.

Вторят всем недовольным продавцам и в «Газпромнефти», говоря о том, что кассовые аппараты исправны, но фискальные регистраторы отключаются самопроизвольно, и в X5 Retail Group – ссылаясь на сбой программного обеспечения ККТ по вине производителя. При этом X5 после вступления в силу закона об обязательном применении онлайн-касс активно сотрудничала с ФНС в наладке системы и поиске багов и уязвимостей, а потому компания смогла оперативно решить для себя возникшую проблему.

Петербургский центр управления парковками также обнаружил сбой, в итоге на восьми автостоянках города перешли на ручной режим работы.

Спустя некоторое время выявилась закономерность: проблема затронула ту ККТ, которую перепрошивали летом текущего года, соответственно, при откатке состояния системы к апрельской версии можно работать дальше. В «Штрих-М» эту проблему подтвердили, на официальном сайте компании размещено извинение и сообщение о том, что устранением последствий сбоя занимаются сейчас 2500 центров техобслуживания и 20 тысяч сервисных инженеров, осуществляется непрерывный мониторинг ситуации. Также там указано, что вызов мастера на «место происшествия» возможен только для тех продавцов, с кем заключен контракт на обслуживание, в противном же случае технику нужно нести в сервисный центр.

В ФНС вошли в положение и распорядились дать ретейлерам право производить расчеты без ККТ – на период восстановления после сбоя. Однако по окончании проблемы всё же придется «бить» общий корректирующий чек на вынужденно неучтенную выручку.

Сказал свое слово и Роспотребнадзор: покупатели все равно смогут отстоять свои права в случае их нарушения, даже если чек при покупке им не дали. Правда, в ведомстве порекомендовали снимать процесс приобретения наиболее дорогих вещей на видео и вообще собирать как можно больше информации – ею потом можно будет оперировать «в случае чего». Также Роспотребнадзор предложил продавцам по максимуму выдавать документы, не сопряженные с необходимостью печати чека, например гарантийные талоны, товарные чеки и проч.

Как незамедлительно подсчитали в Ассоциации компаний интернет-торговли, происшедший сбой обойдется ретейлерам приблизительно в 2,5 млрд убытков, затронул он около девяти процентов рынка розничной торговли. Кассы по всей стране недосчитаются порядка 10 миллиардов оборота, а утраченную лояльность потребителей (особенно чувствительный в преддверии новогодних праздников фактор) и вовсе не измерить. Иван Федяков, генеральный директор NFOline, отмечает, что система автоматического перенаправления данных в налоговую дискредитирована с момента своего появления – в том числе из-за низкого качества поставляемой контрольно-кассовой техники и ее дефицита. А значит, полагает эксперт, производитель должен понести ответственность.

Справка. Фискальный регистратор служит для записи, хранения и передачи информации об оплате покупателем товара в ФНС в онлайн-режиме. С 1 июля 2017-го ретейлеры должны их использовать в обязательном порядке. На 2016 год «Штрих-М» являлся производителем 40% всех установленных в Петербурге онлайн-касс, на текущий год этот же показатель оценивается в 50 процентов.

Источник: newvz.ru

Оставить ответ

*