Женщины идут в бизнес, чтобы не зависеть от мужчин
В ИТАР-ТАСС прошла презентация Women Business Index. Индекс женской предпринимательской активности отражает, насколько благоприятна деловая и социальная среда для той части женского населения страны, которая решила посвятить себя бизнесу. Как отметила председатель комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России» Надия Черкасова, нужно сократить этот дисбаланс между мужчинами-бизнесменами и деловыми женщинами.
Отношение общества к бизнесвумен в нашей стране постепенно меняется. Около 56% респондентов позитивно относятся к ним. И лишь 17% не одобряют это занятие, поскольку женщины предпочитают строить карьеру и дело, а не выполнять главную задачу, предназначенную природой, — рожать детей и строить семейный очаг.
Замеры показывают, что дамы отмечают положительные изменения, которые происходят в области женского предпринимательства. В первую очередь они связаны с ростом доступности финансирования, улучшением образовательных программ, а также более благоприятным отношением к ним.
Что же заставляет женщин отказаться от традиций и уходить в рискованный мир российского предпринимательства? Около трети (35%) хотят улучшить свое материальное положение, чтобы ни от кого не зависеть; 27% желают таким образом повысить свой социальный статус, показать, что это круто; 22% хотят реализовать свою бизнес-идею.
Чаще всего женщины занимаются социальным бизнесом. По сути дела у него женское лицо — их количество в этой сфере достигает 90%. Общая же доля социального бизнеса в суммарном объеме женского предпринимательства — 52%, 36% заняты в торговле и меньше всего в производстве — всего 11%.
Лишь только 2% предприятий, которыми владеют женщины, экспортируют свою продукцию. Авторы индекса делают вывод, что на данный момент российские женщины-предприниматели выключены из международной кооперации труда. Так, не более 6% участвуют в выставках и тендерах, заказчиками которых выступают иностранные компании. При этом на вопрос: «Вы бы хотели поставлять свои услуги или продукцию в другие страны?» — 74% дали отрицательный ответ, 21 — положительный и 5% затруднились ответить. Эти данные ясно говорят о том, что пока женский бизнес носит преимущественно местный характер.
Тем нее менее, как считает гендиректор НАФИ Гузелия Имаева, для экономики страны развитие женского предпринимательства — это реальный способ увеличить темпы экономического роста. Но сегодня ситуация с женским бизнесом по стране неравномерная. В топ-тройке на первом месте стоит не Москва, а Ульяновская область, за ней идут Свердловская и Волгоградская области.
Так же неравномерно обстоит дело с распространением бизнеса и по возрастной шкале. Чем старше женщина, тем меньше вероятность, что она станет предпринимателем. А больше всего их в диапазоне от 35 до 44 лет.
В России развитие малого и среднего бизнеса в целом сталкивается с набором серьезных барьеров. Женское предпринимательство помимо обычных препятствий имеет и свои специфические особенности. 33% бизнес-леди указывают на отсутствие или нехватку финансов, трудности привлечения заемных средств. Большую долю денег для стартапов они получают от родственников и знакомых.
Не способствует улучшению финансирования и нехватка знаний. Причем в 2017 году появилась тенденция к ее усугублению. Так, у 37% «женских» предприятий в текущем году наблюдались кассовые разрывы. Вообще по уровню финансовой грамотности женщины-предприниматели в 1,5 раза уступают коллегам-мужчинам. А вот в быту их уровень знаний заметно превосходит мужской, только это обстоятельство не слишком сильно помогает им в ведении бизнеса.
Среди других факторов, мешающих успешно вести дело, 16% опрошенных дам отмечают неуверенность в собственных силах и возможностях, 10% — нехватку профессиональных знаний. Многие не уверены в завтрашнем дне. Так, 21% опрошенных считают, что экономическая ситуация для бизнес-начинаний в их регионе ухудшилась, а 11% уверены в ухудшении состояния экономики в ближайшие полгода.
Нужно создавать такую обстановку в обществе, которая будет способствовать стремлению женщины заниматься бизнесом задолго до того, как она зарегистрирует свое предприятие, считает Гузелия Имаева. Кроме этого требуется более благоприятная общественная и информационная среда. Так, за последние 5 лет тема женского бизнеса стала упоминаться в СМИ в 14 раз чаще.
Лучшее в "МК" — в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram
Источник: mk.ru